Задали ведущим российским лингвистам насущные вопросы о русском языке

EsquireКультура

Феминитивы, политизация, заимствования и сетевой сленг: лингвисты — о том, что сейчас происходит с русским языком

Почему выбор между «в» или «на» Украине скорее политический, чем грамматический? Приживутся ли феминитивы? И стоит ли бороться с ошибками в повседневной речи? Задали ведущим российским лингвистам насущные вопросы о том, что происходит с великими и могучим.

Автор: Игорь Кириенков
Иллюстрации: Анна Знаменская
Дизайн: Александра Анипченко

В девяностые в русский язык хлынули варваризмы, в нулевые — сетевой сленг. Что в этом — лингвистическом — смысле можно сказать про десятые?

Гасан Гусейнов, филолог, профессор НИУ ВШЭ

Мне кажется, процесс нужно описать иначе: в девяностые выяснилось, что настоящий язык (не как система, а как то, на чем говорят), оказывается, содержит совсем не тот словарь, какой разрешали цензура и академическая наука. И в девяностые, и в нулевые в язык хлынула иноязычная лексика из совсем новых и для России, и для остального мира областей: тут и банковская лексика, и геймерская, и прочая интернетная, и философская. Десятые годы интересны не меньше. На официальном уровне это попытка освежить советский речевой труп. На уровне официоза, или формально не зависимых, а на деле вполне зависимых от властей и даже опережающих их своей сервильностью СМИ, происходит попытка внедрения новояза. Пока эта попытка терпит крах.

Ирина Левонтина, ведущий научный сотрудник Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН

Я не стала бы так упрощать. Большое количество заимствований было и в нулевые, и в девяностые, много их и сейчас (вспомним хайп вокруг слова хайп). Сетевой сленг популярен и сейчас. Конечно, в разные периоды активизируются разные источники новых слов: в девяностые распространилось очень много заимствований из лагерно-блатного жаргона (откат, наезд, крыша, тусовка), но есть они и сейчас (зашквар). В девяностые огромное влияние на язык оказала реклама. Есть и еще источники пополнения словаря — например, сленг геймеров (днище, тащер), язык разного рода модных практик (косплеить, шипперить) и, разумеется, офисный язык.

Что касается современной ситуации, я бы, наверное, отметила два важных явления. Во-первых, на передний план выходят новые слова и значения, связанные с психотравмой и психологической защитой, такие как токсичный (токсичные родители, токсичные отношения), газлайтить (от названия старого фильма «Газовый свет», в котором муж намеренно сводил жену с ума, заставляя ее поверить в собственную неадекватность), триггерить, хейтить, обесценить, буллингтравля в новом специфическом значении) и многое другое. Это общемировая тенденция (слова toxic и gaslight в последнее время входили и в английские списки слов года). Но в русском языке это происходит стремительно, прямо на наших глазах, а к тому же накладывается на особое внимание русской культуры к тонкостям человеческих отношений и разного рода «обидам».

Второе — это внезапное усиленное внимание к языку молодежи и молодежной культуре, заигрывание с молодежной аудиторией. Тому есть много причин — и в частности то, что власть внезапно и с безнадежным опозданием обнаружила, что молодежная аудитория практически полностью потеряна: можно контролировать все телевизионные каналы, но что поделать с тем, что подростки не очень помнят, как вообще включается телевизор? Политики ломятся на интервью к Дудю, власть побаивается задевать Хаски и спешно с извинениями разрешает запрещенный было концерт, интеллектуалы взахлеб обсуждают версус Оксимирона и Гнойного (кстати, да, рэп — один из актуальных источников обновления языка), губернатор зачитывает обращения к молодежи, неловко пытаясь сделать вид, что он говорит совсем как Поперечный. Детей то пугают и винтят, то заискивают перед ними. Жалкие попытки. Недавно мне позвонили с радио и спросили, нужно ли чиновникам из комитета по делам молодежи уметь изъясняться на языке этой самой молодежи. Естественно, что на этом фоне взрослые с удовольствием подхватывают от детей спосик, падик, Огонь! (спасибо, подъезд, отлично) и т. п.

Максим Кронгауз, лингвист, профессор НИУ ВШЭ и РГГУ

Конечно, это очень упрощенный взгляд на лексику. Никакая тенденция не укладывается строго в десятилетие, никакое десятилетие не характеризуется только одной тенденцией. Но из нового я бы выделил «психотерапевтическую» лексику или новые значения такого рода: травма, границы, обесценивание и т. п.

Александр Пиперски, кандидат филологических наук, научный сотрудник ВШЭ, доцент РГГУ, лауреат премии «Просветитель»

В десятые годы окончательно размылась граница между письменной и устной речью, между речью официальной и разговорной. В нулевые можно было говорить, что есть сетевой сленг, а есть язык реального мира, но сейчас мы проводим в интернете настолько значительную часть жизни, что про отдельный сетевой язык говорить не приходится. Мы стали писать быстро, употребляя те же выражения, которыми говорим — и вдруг оказалось, что на этом фоне тяжеловесный казённый язык смотрится раздражающе. Сейчас даже чиновники и крупные организации приходят к тому, чтобы разговаривать по-человечески: например, Мосгортранс постит антивандальный твит «Мы очень любим (сердечко) наших пассажиров и всех жителей лучшего города Земли. Но. Молодой человек, ТЫ НОРМАЛЬНЫЙ ВООБЩЕ??!!1», а лет 20 назад повесили бы мелким шрифтом объявление типа «Уважаемые пассажиры! Информируем вас, что за нанесение надписей и изображений на внутренние и внешние поверхности подвижного состава предусмотрена административная ответственность».

Сколько времени обычно нужно языку, чтобы усвоить новую норму? Как долго русский язык будет переваривать, к примеру, феминитивы?

Гасан Гусейнов, филолог, профессор НИУ ВШЭ

Норму устанавливает не сам язык, а некая авторитетная языковая и политическая инстанция. Эта инстанция берет на вооружение полный словник языка Пушкина, например, и может опираться именно на него. Феминитивы русский язык подхватил уже довольно давно.

Ирина Левонтина, ведущий научный сотрудник Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН

Ну что же нового в феминитивах? Разве раньше мы называли певицу певцом, а актрису актером? Просто нейтральные феминитивы есть не для всех видов деятельности. Парикмахерша и директриса звучат как будто пренебрежительно, даже поэтесса не всем нравится. Некоторые в прошлом нейтральные феминитивы, как медичка, стали звучать как-то не так и были позабыты. Это создает некоторые неудобства. Наш новый редактор сказал — если речь идет о женщине — звучит глуповато. Раньше люди выходили из положения в основном при помощи согласования: наша новая редактор сказала или хотя бы наш новый редактор сказала. Ни появление, ни исчезновение слова медичка не вызвали никакой общественной реакции. В последнее же время феминистки подняли вопрос на принципиальную высоту: если есть артистка, то непременно нужна и режиссерка. Реанимировали старое слово поэтка, которое в середине XIX века звучало как раз пренебрежительно. Теперь оно предлагается в качестве нейтрального. Словообразовательная система русского языка, как и других славянских языков, предоставляет нам богатые возможности. Тут, я думаю, у каждого слова будет своя судьба. Что-то приживется, что-то нет. Какой вариант победит: адвокат, адвокатесса или адвокатка? Посмотрим.

Что же касается скорости, бывает очень по-разному. Скажем, слово гламур в свое время прижилось молниеносно. А какое-нибудь слово самость уже две сотни лет никак не может завоевать полноправное положение в языке. Кто-то его употребляет, кто-то не знает, так и продолжается: и не уходит, и не остается.

Максим Кронгауз, лингвист, профессор НИУ ВШЭ и РГГУ

Если мы снова говорим о лексике, то раньше, например, считалось, что должно пройти пять лет, прежде чем включить слово в словарь новых слов. Сейчас темп жизни вообще и жизни языка резко возрос: слова появляются и почти сразу входят в обиход. Что касается феминитивов, то это не чисто языковая проблема. Некоторые феминитивы появляются сразу, 

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

6 психических расстройств, о которых нужно знать 6 психических расстройств, о которых нужно знать

В последние годы мы все чаще слышим о психических расстройствах

Домашний Очаг
Объемный шоутех Объемный шоутех

Как новые технологии меняют индустрию развлечений

Forbes
Памяти 11 сентября: очерк «Падающий человек» о самом известном снимке теракта в башнях-близнецах в Нью-Йорке Памяти 11 сентября: очерк «Падающий человек» о самом известном снимке теракта в башнях-близнецах в Нью-Йорке

О самом известном снимке теракта в башнях-близнецах в Нью-Йорке

Esquire
Темная история Джеффри Эпштейна. Что стоит за богатством миллионера, обвиненного в сексуальных преступлениях Темная история Джеффри Эпштейна. Что стоит за богатством миллионера, обвиненного в сексуальных преступлениях

История Джеффри Эпштейна — бизнесмена, который обвиняется в торговле людьми

Forbes
Жатва Гиппократа Жатва Гиппократа

Что нового в медицине в последние 20 лет начавшегося века

Maxim
«Очень важный совет: никому не доверять!» «Очень важный совет: никому не доверять!»

Вячеслав Касимов — о том, как банки работают над информационной безопасностью

Эксперт
Био-механизм Био-механизм

Пауки, пожалуй, самые высокотехнологичные существа на планете

Вокруг света
Почему вам нужна резинка для волос, как у Милли Бобби Браун в «Очень странных делах» Почему вам нужна резинка для волос, как у Милли Бобби Браун в «Очень странных делах»

Добавьте в гардероб немного беззаботного подросткового настроения

Vogue
Кошмар на улице хорроров Кошмар на улице хорроров

Обзор жанра хоррор, убедительно доказывающий, что сейчас не время пугаться

Maxim
То, чего нельзя вообразить То, чего нельзя вообразить

Живем мы именно в пространстве и времени. Но что это значит на самом деле?

Наука и жизнь
Что говорят о нас отношения с деньгами Что говорят о нас отношения с деньгами

По тому, как человек относится к деньгам, можно определить его образ мышления

Psychologies
Все, что известно о четвертом сезоне «Очень странных дел» Все, что известно о четвертом сезоне «Очень странных дел»

Для тех, кто не может дождаться продолжения истории «Очень странных дел»

Vogue
1990 год 1990 год

Переход к рыночной экономике, последний концерт «Кино» и другие события

Esquire
Наследник ювелирной династии Buccellati: «Русских клиентов нужно удивлять» Наследник ювелирной династии Buccellati: «Русских клиентов нужно удивлять»

Ювелирному дому Buccellati исполнилось сто лет

Forbes
Ненастоящий царь Ненастоящий царь

В отечественной традиции свергнутый правитель воспринимается как слабый

Дилетант
Как начать коллекционировать автомобили? Как начать коллекционировать автомобили?

Основатели автоклуба «Ветерок» говорят о машинах с любовью

GQ
«Не хватает установок». Что будет с ценами на бензин осенью «Не хватает установок». Что будет с ценами на бензин осенью

Почему нефтяные компании отказались от коллективного сдерживания цен

РБК
Каким должен быть идеальный экран смартфона Каким должен быть идеальный экран смартфона

Какой должны быть яркость, контрастность и тип дисплея

CHIP
Мой золотой Мой золотой

Рассказываем, как стать женой миллионера

StarHit
«Я трачу деньги не на вещи, а на опыт, который делает меня живым». Правила потребления инвестора Дмитрия Волкова «Я трачу деньги не на вещи, а на опыт, который делает меня живым». Правила потребления инвестора Дмитрия Волкова

Современные предприниматели живут и работают в новом мире, с другими ценностями

Forbes
Приходят чужие штрафы: в ГИБДД объяснили, что делать Приходят чужие штрафы: в ГИБДД объяснили, что делать

Автомобилистка два года получала штрафы из-за машины с такими же номерами

РБК
Что делать, если штрафы приходят после продажи машины Что делать, если штрафы приходят после продажи машины

Почему приходят штрафы на проданный автомобиль и можно ли их игнорировать

РБК
Уличный протест в цифровую эру: почему власть не должна бояться митингов Уличный протест в цифровую эру: почему власть не должна бояться митингов

Благодаря сетевым технологиям митинги уже никогда не станут многочисленными

Forbes
Законное право. Есть ли место женщине в совете директоров? Законное право. Есть ли место женщине в совете директоров?

Тренд кросс-индустриальных переходов сегодня набирает обороты

Forbes
23 забытых блокбастера 2000-х 23 забытых блокбастера 2000-х

Все эти фильмы занимали первое место в американском прокате, но куда они делись?

Maxim
Дрова, солнце и волны: чем будет греться русская Арктика Дрова, солнце и волны: чем будет греться русская Арктика

Какие источники энергии помогут сохранить экологическое равновесие

Популярная механика
Коррозия металла Коррозия металла

Зендая меняет амплуа

Vogue
Как Outside, премьеру Кирилла Серебренникова, приняли в Авиньоне Как Outside, премьеру Кирилла Серебренникова, приняли в Авиньоне

Новый спектакль о жизни китайского фотографа и поэта Жэнь Хана

Vogue
13 самых душераздирающих финалов в кинематографе 13 самых душераздирающих финалов в кинематографе

Эти фильмы становятся все печальнее с каждым просмотром

Maxim
Есть ли у ЦБ шанс вернуть 290 млрд рублей с экс-владельцев банка «Открытие»? Есть ли у ЦБ шанс вернуть 290 млрд рублей с экс-владельцев банка «Открытие»?

В деле банка «Открытие» будет выбрана стратегия «нельзя выиграть — затяни»

Forbes
Открыть в приложении