На короткой волне
В наши дни связь на воде осуществляется в УКВ-диапазоне, сотовых сетях или через спутники, а некогда востребованную аппаратуру для работы на коротких волнах (КВ) теперь почти не встретишь. Но тем, кто путешествует вдали от цивилизации, все же неплохо иметь на борту КВ-радиостанцию, а также приобрести базовые навыки работы в эфире. Это позволит получать новости там, где «не ступала нога Интернета», несколько увеличить шансы на спасение в экстренной ситуации и общаться с единомышленниками-радиолюбителями, коих немало и среди яхтсменов.
В доцифровую эпоху в экипажах морских экспедиций непременно был радист, да и сейчас путешественники не забывают об этом резервном канале сверхдальней связи. За примером далеко ходить не нужно: в октябре в Петербург вернулась парусная яхта «Апостол Андрей», прошедшая за три с половиной месяца более 7000 миль по четырем морям: Белому, Баренцеву, Восточно-Сибирскому и морю Лаптевых. Хотя судно оборудовано обязательным спутниковым маячком, его капитан Николай Литау не ходит в Арктику без КВ-радиостанции. Устанавливать и настраивать оборудование ему помогает известный петербургский радиолюбитель Михаил Липин (позывной RA1ALA) с 50‑летним опытом в радиотехнике. Мы попросили его о небольшом ликбезе для тех, кто никогда не сталкивался с КВ-связью на яхтах, но задумывается о том, чтобы сделать к этому первые шаги.
«Мы живем в такое время, когда могут отключать мобильную и даже спутниковую связь, — рассказывает Михаил Липин. — Короткие волны позволяют установить связь на любом расстоянии, поскольку они отражаются от верхних слоев атмосферы, и длина этих “скачков” достигает нескольких тысяч километров. При использовании однополосной модуляции (SBB) на КВ возможна голосовая связь и даже подключение к интернету на низких скоростях. Важно помнить, что корреспондентами на КВ являются обычные радиолюбители. Какихто специальных организаций, которые принимали бы информацию от гражданских лиц и передавали ее в спасательные или иные службы, в России не существует. В некоторых регионах есть службы радиообеспечения, например, при отделении РГО в Ямало-Ненецком автономном округе, но их основная задача — обеспечить связь между своими подразделениями. Поэтому не стоит думать, что через полчаса после сообщения по КВ о том, что экипаж яхты в беде, за ним прилетит вертолет. На том конце находятся обычные люди, которые, конечно, не проигнорируют сигнал SOS, но не факт, что смогут быстро связаться со спасателями.
В общем, если вы планируете дальний поход, имеет смысл заранее выяснить частоты региональных центров Союза радиолюбителей России, где оборудование всегда включено. Еще лучше договориться со знакомым радиолюбителем, оставить ему контакты родственников и согласовать действия в случае ЧП. По крайней мере если не получится связаться с ним напрямую, то можно сообщить его позывной тем, кто будет в эфире, и попросить до него «достучаться». Это намного проще, чем что-то объяснять сквозь помехи незнакомым людям.