Зал ожидания краха
Ксения Рождественская о фильме «Планета», трагикомедии о фальшивом богатстве.
В летнем кинотеатре Garage Screen пройдет российская премьера полнометражного дебюта аргентинской художницы Амалии Ульман «Планета», снятого в жанре автофикшен, герои которого не те, кем кажутся.
Девушка встречается с мужиком в кафе. Он сразу переходит к делу: длинные волосы, как на фото в интернете, ей идут больше, встречаться будем в обеденный перерыв, меня возбуждает, когда на меня ссут. Девушка скромно отвечает: «Все, что возбуждает тебя, возбуждает и меня». Она читала в интернете, что за ночь платят около €500, он возражает, что в этих краях отсасывают за двадцатку. «О чем ты думаешь?» — «Я тут видела книгу за 19.99… думаю, стоит ли за нее отсосать»,— нежно отвечает девушка.
Она не секс-работница, и фильм вообще не об этом. Леонор, или просто Лео (Амалия Ульман, она же — сценаристка и режиссер фильма), живет со своей матерью Марией (Але Ульман, она же — мать Амалии) в квартире, которая им уже не принадлежит, в Хихоне, испанском портовом городе, где вечно плохая погода, почти все магазины закрыты из-за кризиса, зато на вручении какой-то премии появляется сам Мартин Скорсезе. Платить за квартиру нечем, и семья выживает как может: Мария подворовывает в магазинах, а в ресторанах рассказывает, что у ее дочери отношения с каким-то важным местным политиком, так что счет можно отправлять прямо ему. Лео — стилистка, но с работой пока не складывается: ее зовут на съемку Кристины Агилеры в Нью-Йорк, но ей нечем заплатить за билет на самолет. Женщины едят досыта только на свиданиях и в ресторане «Планета», где тестируется новое меню. Дома из еды — только печенье и пирожные, которые Мария заказывает в кредит. «Если я буду питаться углеводами, у меня будет тело бедняка»,— жалуется Лео. Холодильник пуст: там Мария хранит бумажки с именами своих врагов, «чтобы их заморозить».