Руслан Федотов о жизни московской подземки в своем фильме «Куда мы едем?»

WeekendРепортаж

«Заходишь в вагон, а там 200 омоновцев стоит»

Руслан Федотов о жизни московской подземки в своем фильме «Куда мы едем?»

Руслан Федотов. Фото: из личного архива Руслана Федотова

В национальном конкурсе Beat Film Festival состоится российская премьера фильма белорусского режиссера Руслана Федотова «Куда мы едем?», в прошлом году получившего призы за лучший полнометражный дебют и лучшую операторскую работу на амстердамском IDFA, самом престижном фестивале документального кино в мире. Федотов показывает один год из жизни московского метро: Новый год, 9 Мая, протесты, драки, музыканты, нищие. Об этике съемок в метро, любви к Шанталь Акерман и Джеймсу Беннингу и споре с Сергеем Лозницей Руслан Федотов рассказал Константину Шавловскому.

Почему ты решил снимать жизнь московского метро?

В идее снимать в метро ничего удивительного в общем-то нет. Но когда я рассказал Марине Александровне Разбежкиной, которая помогала мне с предыдущим фильмом «Песни для Кита», что хочу снять фильм в метро, она посоветовала снимать так, как будто люди только в метро и живут, снимать его как такое подземное государство, чтобы было ощущение, что вся жизнь происходит только там. И этот ее совет стал для меня точкой отсчета. Хотя сегодня жизнь в метро уже, наверное, у всех ассоциируется с Киевом и Харьковом, и само метро как пространство и место действия приобрело другие значения. Но когда я снимал, этого ничего не было.

В метро и вообще было снято довольно много фильмов, тебя не пугала не слишком большая оригинальность замысла?

Я ведь сначала и не был уверен, что из этого получится фильм, мне было интересно просто ходить туда и наблюдать. Потом я увидел, что жизнь в метро циклична, вот эти повторяющиеся праздники, оцепления, сценки. И когда понял, что хочу показать именно календарный год, сомнения отпали. Но из того, что я смотрел про метро, в основном это были какие-то американские документалки с интервью, они показывают метро как систему, как машину. А мне были интересны люди, которые там живут. И я снимал в другом методе совершенно: я старался быть среди людей, приближаясь к ним максимально близко и при этом оставаясь незамеченным. Специфика того, как устроено пространство в метро, это позволяет.

Фото: IDFA BERTHA Fund; Pinery; Taskovski Films

А что фильму дала эта близость? Понятно, что близость важна с героем документального фильма, но в случае мозаики, зарисовок из жизни подземки она как будто не кажется обязательной.

Во-первых, у меня была техническая проблема: в метро очень шумно, а я не использовал накамерный микрофон, и потому мне нужно было быть как можно ближе к людям. А во-вторых, эта близость превращает зрителя в соучастника, дает ему почти тактильные ощущения при просмотре. Вот у меня есть эпизод, где два мужика едут домой. Точнее, не домой — они сами не понимают, куда едут, и из их диалога как раз и родилось название фильма. Они меня вообще не видели, и было какое-то странное чувство: мне очень нравилось находиться рядом с ними. Что-то происходит такое неясное, и мне нравится это состояние, когда ты находишься рядом, очень близко и почти как невидимка, а люди продолжают жить своей жизнью.

Правда, что часть эпизодов снята скрытой камерой?

Есть моменты, где я камеру не прятал, но делал вид, что везу ее как турист — на коленках. Например, последний эпизод: пожилая пара, наверное, муж и жена, у нее в руке дурацкая пластиковая бабочка, они обнимаются. Можно заметить, что женщина глазами стреляет в меня, видя, что я с камерой, но они не знают, что я их снимаю. С этической точки зрения, наверное, это не очень здорово. Или я много снимал целующихся пар на 14 февраля и на 8 Марта, и однажды ко мне подошел парень: «Ты можешь, пожалуйста, не снимать, потому что у меня есть жена, и это не она». Для меня в монтаже постоянно вставал вопрос, что оставлять, а что нет, и от многих эпизодов я отказался по этическим причинам. На европейских фестивалях многие поражаются этому подходу, но физически же невозможно было договориться о съемке с каждым, кто попадает в кадр.

Фото: IDFA BERTHA Fund; Pinery; Taskovski Films

Как, например, в сцене с «Бессмертным полком».

Да, они же все тоже герои фильма. Кстати, это был мой первый съемочный день, 9 Мая, когда я снял эту толпу. А потом началась пандемия, и два следующих года «Бессмертный полк» отменяли.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Страсть в стоге сена» «Страсть в стоге сена»

Как «Тихий Дон» ругала и хвалила советская, эмигрантская и западная критика

Weekend
Топ-5 летних проблем с ногами Топ-5 летних проблем с ногами

Какие несовершенства мешают нам носить сандалии и как с ними бороться?

Лиза
Предисловие Предисловие

Мы любим себя классифицировать, разделяя на «своих и чужих»

Вокруг света
Баловали, но держали в строгости: как воспитывали будущую королеву Елизавету II Баловали, но держали в строгости: как воспитывали будущую королеву Елизавету II

Детство королевы Елизаветы II было не таким, как у ее сверстников

Вокруг света
Музыка Музыка

Неочевидный брит-поп, пост-панк и экологический манифест

СНОБ
Этикетка для виртуальной реальности: кому в метавселенной жить хорошо Этикетка для виртуальной реальности: кому в метавселенной жить хорошо

В метавселенной хорошо живется тем, кто этот факт осознает и делает выводы

Forbes
Круглоголовки отказались раскрывать «уши» перед сородичами Круглоголовки отказались раскрывать «уши» перед сородичами

Пустынные ящерицы ушастые круглоголовки в случае опасности пугают хищников

N+1
Как остановить выпадение волос Как остановить выпадение волос

Выпадение волос — проблема, с которой можно столкнуться в любом возрасте

Maxim
Почему одни люди склонны слышать Почему одни люди склонны слышать

Что делает людей предрасположенными к "паранормальному" опыту слуховых явлений

ТехИнсайдер
Без макияжа и спеси: первые и трогательные снепы Хадид, Клосс, Шейк и других моделей Без макияжа и спеси: первые и трогательные снепы Хадид, Клосс, Шейк и других моделей

Как выглядели кумиры мира моды на самом старте их карьеры?

VOICE
Жизнь без звёзд? Жизнь без звёзд?

Для астрономов важно темное и спокойное небо, но что делать, если его нет?

Наука и жизнь
Битва челюстей: названа причина вымирания крупнейшего морского хищника всех времен Битва челюстей: названа причина вымирания крупнейшего морского хищника всех времен

Гроза доисторических морей Otodus megalodon проиграл битву за пищевые ресурсы

Вокруг света
Женщина из некрополя аварского периода пострадала от туберкулезного остеомиелита Женщина из некрополя аварского периода пострадала от туберкулезного остеомиелита

Палеопатологи исследовали останки VIII века, обнаруженные в Венгрии

N+1
Польза «золотых яблок»: 5 причин есть томаты каждый день, о которых вы не слышали Польза «золотых яблок»: 5 причин есть томаты каждый день, о которых вы не слышали

Чем хорош самый популярный в России овощ

Вокруг света
Посмотреть 22 июня 2022 года: 5 фильмов о фашизме, снятых по реальным событиям Посмотреть 22 июня 2022 года: 5 фильмов о фашизме, снятых по реальным событиям

Сильные и глубокие фильмы о фашизме

Psychologies
Быть хорошим отцом — это как? Быть хорошим отцом — это как?

Какого отца можно считать достаточно хорошим?

Psychologies
Энтомологи усомнились в скором вымирании монархов Энтомологи усомнились в скором вымирании монархов

Вопреки популярному мнению, бабочки монархи не находятся на грани вымирания

N+1
Парктроник: что это, как работает и какой выбрать Парктроник: что это, как работает и какой выбрать

Что скрывает в себе термин «парктроник»

РБК
Как отношение к еде показывает отношение к сексу? Как отношение к еде показывает отношение к сексу?

Еда и секс — разные, но жизненно важные физиологические потребности

Psychologies
Делай, как сестры Хилтон: что такое стиль трофейной жены и почему это модно Делай, как сестры Хилтон: что такое стиль трофейной жены и почему это модно

Сестры Хилтон из просто светских львиц трансформировались в трофейных жен

VOICE
«Разведчики внешних планет»: история «Пионеров» и «Вояджеров» «Разведчики внешних планет»: история «Пионеров» и «Вояджеров»

Фрагмент из книги «Разведчики внешних планет», посвященным загадке «Пионеров»

N+1
Надвигается жара: 5 вещей, которые нужно знать водителям Надвигается жара: 5 вещей, которые нужно знать водителям

Как палящее солнце влияет на водителей и чего стоит опасаться в жару

РБК
«Мой отец кровоточит историей»: как постпамять влияет на жизнь поколений «Мой отец кровоточит историей»: как постпамять влияет на жизнь поколений

Как опыт коллективной травмы передается следующим поколениям

Forbes
Великий музыкальный Великий музыкальный

«Эннио. Маэстро»: фильм о главном композиторе в истории кино

Weekend
Опять вляпался: 10 популярных пятен и как их вывести раз и навсегда Опять вляпался: 10 популярных пятен и как их вывести раз и навсегда

На каждое пятно найдется свой антипятин. Изучаем!

ТехИнсайдер
Четыре метрики: Алена Владимирская о том, как понять, что ваша карьера в зоне риска Четыре метрики: Алена Владимирская о том, как понять, что ваша карьера в зоне риска

Как провести карьерный аудит?

Forbes
Генрих Остерман: как немецкий дуэлянт стал серым кардиналом Анны Оиоанновны Генрих Остерман: как немецкий дуэлянт стал серым кардиналом Анны Оиоанновны

Из-за какой-то драки, шестнадцатилетний студент стал первым министром России

ТехИнсайдер
Негативные мысли: найти и обезвредить Негативные мысли: найти и обезвредить

Как найти причины проблем в прошлом и научиться заменять токсичные мысли

Psychologies
Джулиан Барнс: «Элизабет Финч». Отрывок из философского романа классика английской литературы Джулиан Барнс: «Элизабет Финч». Отрывок из философского романа классика английской литературы

Фрагмент из философского трактата обо всем на свете Джулиана Барнса

СНОБ
Чайный гриб от всех болезней: почему комбуча снова на пике моды Чайный гриб от всех болезней: почему комбуча снова на пике моды

Рассказываем об истории чайного гриба и культуре его потребления

Вокруг света
Открыть в приложении