Улицы Зоргера
Игорь Гулин о «Медленном возвращении домой» Петера Хандке
В издательстве «Эксмо» вышло новое издание тетралогии Петера Хандке «Медленное возвращение домой» — одного из самых красивых произведений немецкоязычной литературы конца прошлого века.
Петер Хандке получил Нобелевскую премию год назад. Нобель часто вызывает моментальное внимание к награжденному автору со стороны российских книгоиздателей, но с Хандке этого почему-то не произошло. Первая с тех пор книга вышла только сейчас — в новой серии «Нобелевские лауреаты». Это переиздание одной из главных его вещей, тетралогии «Медленное возвращение домой» в отредактированном переводе Марины Кореневой (обычно цикл называют по первой повести, но русская версия названа по второй — «Уроки горы Сен-Виктуар»).
Хандке переводили еще в Советском Союзе, но пик интереса к нему в России пришелся на начало 2000-х (совпав с новой волной популярности его друга и соавтора Вима Вендерса). Интерес этот, впрочем, был довольно слабым. Хандке явно не очень попадал в читательский запрос той эпохи. Он был автором слишком трудным (в смысле не сложности идей, но необходимой для его чтения сосредоточенности) и одновременно абсолютно не шокирующим, не предлагающим броской новизны, сильных эффектов.
Кажется, что сейчас русский читатель подготовлен к нему лучше. Прежде всего — благодаря возникшему за последние годы культу В. Г. Зебальда — писателя, сложившегося под очевидным влиянием Хандке. Именно у Хандке периода «Медленного возвращения» Зебальд нашел доведенную им до совершенства форму романа-травелога, мешающего документ и выдумку. Отчасти он научился у него интонации — отстраненной рассудительности, превращающей любую боль в исследование. Однако Зебальд при всем его величии — автор в чем-то более прямолинейный. Его главная нота — тихое отчаяние. Нота Хандке — «разумная радость», состояние, добываемое большим трудом, легко утрачиваемое, подвижное. Задача письма для них обоих — в заботе о мире. Но забота Зебальда — отпевание мира, забота Хандке — попытка спасти его, когда известные средства спасения (религиозные, политические) работают не слишком хорошо.