Сокуров, Миндадзе и другие о любимых походах в кино

WeekendРепортаж

«Украл у мамы деньги, купил билет и пошел»

Сокуров, Миндадзе, Разбежкина и другие о первых, главных и просто любимых походах в кино

Фото: Константин Каспиев / Фотоархив журнала «Огонёк»

1 августа, после почти пятимесячного перерыва в работе, в Москве открываются кинотеатры. Не призывая никого сразу в них идти (на фоне возможной второй волны пандемии поход в кинотеатр все еще сопряжен с высоким риском заражения коронавирусом), Weekend тем не менее надеется, что индустрия переживет сложную ситуацию без невосполнимых потерь. Мы попросили наших любимых режиссеров, художников, актеров, сценаристов, кураторов, музыкантов и журналистов рассказать об их самых запомнившихся походах в кинотеатры, во время которых они, так получилось, выбирали будущую профессию, получали детские травмы, узнавали, что такое состояние просветления, и, разумеется, влюблялись в кино.

Александр Сокуров, режиссер

Кинотеатр: «Октябрь», Красноводск
Год: 1965
Фильм: «Обыкновенный фашизм», режиссер Михаил Ромм, 1965

Это было в городе Красноводске Туркменской ССР. Я был школьником старших классов и почему-то попал на киносеанс фильма с удивившим меня названием «Обыкновенный фашизм». Нас в зале было совсем немного. Я вышел из кино с абсолютно просветленным внутренним состоянием — никто не говорил со мной так просто, так ясно, так уважительно. Никогда прежде я не испытывал такого доверия к внешнему голосу. До этого я слушал по радио спектакли и музыку, и это всегда была какая-то внешняя жизнь для меня. А когда я услышал голос Ромма, это стало для меня настоящим открытием. Фильм закончился, я шел домой. Никогда прежде не волновали меня так мысли, звучащие с экрана (со страниц-то меня многое волновало, я был очень читающим школьником). Но так, чтобы на меня произвела такое сокрушительное, глубочайшее впечатление мысль визуальная и изреченная,— такого еще не было. После этого просмотра какими-то красотульками или глупостью меня уже было не взять. Для меня, для провинциального человечка, этот сеанс стал настоящим присоединением к цивилизации. Сам голос звучащий — вот именно важно, что это в кинотеатре было,— голос, звучащий в полупустом кинотеатре, врезался мне в память.

Максим Семеляк, редактор, музыкальный и кинообозреватель

Кинотеатр: «Союз», дачный поселок Малаховка, Московская область
Год: 1981
Фильм: «Крамер против Крамера», режиссер Роберт Бентон, 1979

Это был мой первый «взрослый» фильм — мне тогда еще не исполнилось семи лет. Помню, что меня поразило ощущение абсолютного сходства американских и наших реалий — эти гренки с яйцом, чайник со свистком, совершенно советский лифт, не менее советский (как я мог догадываться) суд. Я воспринял кино Роберта Бентона (хотя, если честно, я лет до двадцати был убежден, что его снял Стэнли Крамер, ну чисто по фонетике) как такие заокеанские «Денискины рассказы». Интересно то, что я с ходу стал себя ассоциировать именно с героем Хоффмана, а вовсе не с малоприятным мальчиком-ровесником, да и к маме его Мерил Стрип у меня уже тогда возникло множество вопросов. Очевидно, именно тем летним днем, выйдя из зала, я понял, что кино есть великолепное средство взросления и освобождения и мне пора срочно завязывать с мультфильмами и переходить на психологические драмы, желательно американского производства.

Александр Паль, актер

Кинотеатр: «Кодак Киномир», Москва
Год: 2012
Фильм: «Любовь», режиссер Михаэль Ханеке, 2012

Ничего удивительного — просто я оказался на фильме «Любовь» Ханеке с девушкой, там был пустой зал — и только мы вдвоем. Может быть, тогда на меня этот фильм и произвел впечатление, хотя с тех пор я его не пересматривал. Какое именно впечатление — подробнее сказать не могу, сейчас уже не могу вспомнить. Просто запомнил этот день и этот момент. Мы вдвоем — и там два героя. Мы молодые — они старые.

Фото: The Wenatchee World, Kelly Gillin, AP

Любовь Мульменко, сценаристка

Кинотеатр: Дом кино, Ростов-на-Дону
Год: 2012
Фильм: «Любовь», режиссер Михаэль Ханеке, 2012

Восемь лет назад мы с режиссером Юрием Муравицким поехали в Ростов-на-Дону сочинять документальный спектакль об этом городе. Днями работали, а по вечерам ходили в кино. Билеты были в два раза дешевле, чем в Москве, а времени у нас было в два раза больше, чем в Москве. Такая внемосковская роскошь — ежевечернее кино в кинотеатре. В какой-то момент к Муравицкому приехал в гости племянник Никита из Краснодара, и мы втроем пошли на «Любовь» Ханеке. Уже у кассы я говорю: здорово, поглядим перед сном про старичков. Они взволновались: почему про старичков? Ну как, это же кино про умирание старичков, я трейлер видела. Тут оба сникли — они-то думали, там про молодую любовь. Едва не соскочили в пользу «Облачного атласа», но решили быть последовательными: старички — так старички. Впервые в жизни я в реальном времени наблюдала, как кино воздействует на человека с такой наглядностью. Через час после сеанса племянник Никита пил текилу и рассуждал о возрасте. «Офигеть, мне двадцать лет. Это же одна пятая века!» «Имей совесть,— сказали мы Никите,— надо дотянуть хотя бы до двадцати семи — и уж тогда тосковать». Сейчас ему должно быть двадцать восемь. А «Облачный атлас» мы тоже потом посмотрели, как и вообще все фильмы, которые шли в ростовском кинотеатре на Пушкинской в ноябре 2012-го.

Александр Миндадзе, режиссер, кинодраматург

Кинотеатр: кинозал Дома творчества кинематографистов «Болшево»
Год: конец 1970-х
Фильм: американское кино конца 1960-х — начала 1970-х

Больше всего мне запомнился маленький кинозал в «Болшево», где в середине 1970-х проходили семинары молодых кинематографистов — как правило, это были сценаристы и режиссеры,— во время которых мы смотрели заграничные фильмы. Их чуть ли не подпольно вывозили из Госфильмофонда, из Белых Столбов. В «Болшево» приезжали люди со всего Союза, со всех киностудий, а еще какие-то люди из Москвы, не семинаристы, и мы все там как-то утрамбовывались и смотрели все, что было актуально. «Беспечный ездок», «Последний наряд» с Джеком Николсоном, «Джо», «Пугало» — было такое время в Америке, когда они делали совсем неголливудское кино. Это было неожиданно, потому что географически это было от нас очень далеко, а по настроению, по стремлению выразить человека и дух времени — очень близко. Вне семинаров такое кино посмотреть было просто негде, и в этом маленьком зале в Болшево происходило, конечно, тогда все самое интересное.

Фото: Владимир Вяткин / РИА Новости

Алексей Сальников, писатель

Кинотеатр: поселковый клуб, Горноуральск
Год: 1988
Фильм: «Мистер Питкин в тылу врага», режиссер Джон Падди Карстерс, 1958

Самым запомнившимся был, наверное, просмотр фильма «Мистер Питкин в тылу врага». Там прогорела пленка, как это бывало в советских кинотеатрах, и мой одноклассник, который сидел рядом со мной, крикнул: «Что за гадство!», только матом. Громко. Когда включили свет, оказалось, что за нами сидел завуч. Это было замечательно. Одноклассник весь оставшийся сеанс сидел и не отсвечивал. По-моему, он даже не смеялся. Его лицо светилось в темноте сильнее, чем экран.

Клим Шипенко, режиссер

Кинотеатр: «Кодак Киномир», Москва
Год: 1998
Фильм: «Титаник», режиссер Джеймс Кэмерон, 1997

Я учился в 9-м классе в Московской киношколе и решил пойти на премьеру «Титаника» в недавно открывшийся «Кодак Киномир». Он тогда вроде как год уже работал, но я себя там до «Титаника» не помню. Я знал, что на премьеру в Россию приезжает Джеймс Кэмерон, билетов не достать, поэтому и пошел один — никто из друзей просто не верил, что это возможно. Билет как-то удалось выцыганить у перекупщиков, Кэмерона, конечно, я так толком и не увидел, зато увидел фильм, стоя где-то в районе задних рядов на одной ноге. И на следующий день пошел пересматривать его уже в «Пушкинский». Вот этот тесный показ в «Кодаке», этот почти невидимый, но присутствующий в одном зале с тобой Кэмерон — все это создавало эффект присутствия, и все вокруг казалось чудом. Потом я много туда шатался, в то время там шли премьеры одна за другой. Мои одноклассники воротили от этого нос, кинотеатр с попкорном казался им попсой, все ходили на Тарковского с Феллини в Музей кино. Туда я с ними тоже ходил, правда, с меньшей охотой.

Галина Рымбу, поэтесса

Кинотеатр: «Космос», Омск
Год: 1998
Фильм: «Титаник», режиссер Джеймс Кэмерон, 1997

Больше всего запомнила свой первый киносеанс. Вышел в прокат фильм «Титаник». Мне семь лет. Мы с мамой пошли в кинотеатр «Космос» в нашем Чкаловском поселке. Там же, рядом, буквально в 300–400 метрах от кинотеатра, была проходная завода «Полет», где какое-то время работал мой отец. «Полет» производил космические аппараты и ракеты для советской утопии. Поэтому в нашем поселке многие места и улицы носили утопически-космические названия: кафе-закусочная «Вега», книжный магазин «Орбита», Космический проспект (там мы жили). И вот 1998 год. И взрослым, которые как-то пытаются крутиться, выживать, менять жизненные установки и мышление после распада Союза, уже понятно, что никакие космические пространства мы не увидим и не покорим. А мы с мамой в «Космосе» — смотрим «Титаник». На неудобных еще жестких кинокреслах.

И экран буквально наваливается на меня. Такой огромный. Это было вообще странно — экран, кинообразы. Телевизора у нас дома тогда не было. Айсберг на экране казался таким живым, но в то же время внечеловеческим, какой-то иной, странной силой. Он меня больше всего захватил. Я ассоциировала себя даже не с главной героиней или героем, а больше всего вот с этим айсбергом, который потопил «Титаник», с криком и хрустом ломающегося льда.

«Титаник» — метафора прогресса, западного человека, западной и капиталистической культуры как катастрофы. И да, классовых отношений: этот корабль был разделен на классы, как и наша жизнь. Помню, как спросила маму: а если бы мы плыли на «Титанике», мы бы попали в третий класс и точно погибли бы? Мама ответила: мы бы вообще туда не попали.

Когда там были сцены секса, мама закрывала мне глаза ладошкой. Но все равно — через щелочку между ее худыми, неплотно прижатыми друг к другу пальцами я все видела. И это было красиво. Я впервые увидела секс. И этот образ секса на корабле, который вот-вот уйдет на дно, секса внутри катастрофы / секса как предчувствия катастрофы, надолго поселился у меня в голове и дал о себе знать уже в другое время. Я и сейчас, до сих пор, нахожусь под впечатлением от него.

Фото: DIOMEDIA

Станислав Зельвенский, кинокритик

Кинотеатр: UGC Opera, Париж
Год: 2010
Фильм: «Аватар», режиссер Джеймс Кэмерон, 2009

Я немного жил в Париже — и однажды, как там принято, отравился тартаром; меня сутки безостановочно тошнило, а потом французская герлфренд решила отвести меня на «Аватар», который к тому моменту шел уже минимум полгода, и все его видели, а я почему-то нет. И я сидел три часа в этих чертовых очках и думал о том, что вот-вот умру, а ближе к финалу сеанс наконец остановили и в зал вбежали медики; оказалось, что у женщины через ряд случился от Пандоры эпилептический припадок.

Татьяна Столяр, создательница Telegram-канала «Антиглянец»

Кинотеатр: «Будапешт», Москва
Год: 1998
Фильм: «Чиполлино», режиссер Тамара Лисициан, 1973

Походы в кино вписаны в мою рутину с детства, с тех пор как я с мамой очутилась в разваливающемся районном зале к/т «Будапешт» в Бибирево. Мне было пять лет — пришли смотреть советский фильм «Чиполлино», поскольку я очень любила книгу. О показе узнали благодаря ватману с анонсом, на котором были нарисованы мальчик-луковица и грозный лимон. Помню рваные кресла из кожзама, лимонад, сладкую вату — и большой экран. Мы сидели на первом ряду, и я считала, что это коронные места — якобы до нас первей доходила картинка и мы первей могли ей порадоваться. Потом, повзрослев, я полюбила и последние ряды — уже по другим причинам. Но сейчас уже без разницы — лишь бы поскорее сесть в кресло.

Петр Буслов, режиссер

Кинотеатр: «Гигант», Хабаровск
Год: 1986
Фильм: «Танцор диско», режиссер Баббар Субхаш, 1982

Помню стрекот проектора в темном кинозале, билеты по 10 копеек — детский, и 50 копеек — взрослый, на зеленой мягкой бумаге, и два фильма, увиденных мною в 8–10 лет на большом экране: «Филадельфийский эксперимент» и «Танцор диско». О втором немного подробнее. Невероятно модные для того времени хореографические постановки, индийские танцы и драки! Когда один против множества врагов. Сцена, когда мама жертвует собой и берет на себя смертельный, в 1000 вольт, удар электрогитары, предназначавшийся для суперзвезды! Любовь к Индии и к индийскому кино навсегда осталась со мной, вместе с Митхуном Чакраборти, Омом Пури и Ким Яшпал. Я тоже решил связать свою жизнь с кино. Много позже я привез из Индии свой четвертый полнометражный фильм «Родина», который я снимал с индийской съемочной группой и с болливудскими актерами. Моя мечта сбылась! А треки «Krishna Dharti Pe Aaja Too» и «Jimmy Jimmy Jimmy Aaja» с оригинального плейлиста к фильму до сих пор слушаю с удовольствием.

Фото: Тихонов Е. / Фотоархив журнала «Огонёк» / Коммерсантъ

Степан Казарьян, основатель фестиваля Moscow Music Week и соорганизатор фестиваля «Боль»

Кинотеатр: «35 мм», Москва
Год: 2000
Фильм: «Танцующая в темноте», режиссер Ларс фон Триер, 2000

Все студенческие годы я провел в кинотеатре «35 мм». Это место мощно повлияло на становление моей личности. Особенно сильно мне запомнился поход на «Танцующую в темноте» Триера. В этом фильме мой музыкальный мир максимально гармонично сросся с миром кино. И до сих пор он остается непревзойденным для меня.

Любовь Аркус, киновед

Кинотеатр: «Украина», Львов
Год: 1968
Фильм: «Доживем до понедельника», режиссер Станислав Ростоцкий, 1968

Мы с мамой жили в дедовой квартире, старой, еще «с австровенгрии», запомнила я ее вечную характеристику. Она располагалась в самом центре Львова, и это важно для моей истории с кинотеатрами во многих отношениях. И главная моя история про кино тоже связана с этой нашей квартирой.

Другое важное обстоятельство: уже умер папа, и умерла бабушка, и мы с мамой живем вдвоем, «без взрослых». А потому для всех романов маминых «девочек» наш дом служит своеобразной штаб-квартирой. И вот я прихожу из школы, открываю ключом дверь, а мне из-под массивного старинного крюка, оставшегося с «до польщи», чья-то рука протягивает рубль. «Сходи, Любаша, в кино,— говорит голос тети Тани,— на два сеанса сходи». Я пошла в кинотеатр «Украина», там давали фильм «Доживем до понедельника». Перед сеансом всегда были новости. Это была осень 1968 года, и на экране какой-то черноволосый человек в белой рубашке махал руками, а на него ехал танк. На танке сидели бритоголовые мальчики. Голос за кадром говорил, что «наши солдаты пришли в Прагу помочь братскому народу». Потом начался фильм про учителя, который почему-то больше не хочет преподавать историю. У которого очень плохое настроение, и еще почему-то все время идет дождь.

На следующий день та же рука опять протянула мне рубль через щелку двери. И почему-то я пошла на тот же сеанс, где опять танки с бритоголовыми мальчиками ехали на черноволосого человека в белой рубашке.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

На Большой Садовой На Большой Садовой

В квартире с ярким эклектичным интерьером смешались разные стили и эпохи

SALON-Interior
«Подписали — и попали». 3 главные автомобильные аферы последних лет «Подписали — и попали». 3 главные автомобильные аферы последних лет

Когда на кону миллионы и авто, фантазия у аферистов работает без ограничений

РБК
За белым солнцем За белым солнцем

Белые ночи, Новый год, летний лед:  что еще возможно в июне в Якутии?

Новый очаг
Дело в Омане Дело в Омане

Из-за чего интерес российских инвесторов смещается в сторону Омана от ОАЭ

Ведомости
Почему не стоит оставлять открытыми алюминиевые банки в холодильнике Почему не стоит оставлять открытыми алюминиевые банки в холодильнике

Безопасно ли есть из железных банок, которые были оставлены открытыми?

ТехИнсайдер
«Зона комфорта — это плохо»: большое интервью со Словетским «Зона комфорта — это плохо»: большое интервью со Словетским

Валентин Словетский — классик русского рэпа. Поговорили с ним о новом альбоме

Правила жизни
Над всей Испанией безоблачное небо Над всей Испанией безоблачное небо

Как восемь гигаватт «погасили» электрическую сеть Пиренейского полуострова

Монокль
В Финляндии стали использовать избыточное тепло дата-центров для отопления В Финляндии стали использовать избыточное тепло дата-центров для отопления

Дата-центр снабжает финский город теплом уже около десяти лет

Inc.
Hовые имена в моде Hовые имена в моде

Сверкающее вау: новейшие супергерои модной индустрии!

Собака.ru
Как отмыть увлажнитель воздуха от накипи и налета Как отмыть увлажнитель воздуха от накипи и налета

Как почистить увлажнитель воздуха от накипи, чтобы он радовал вас чистым паром

CHIP
«Почему мы помним. Как раскрыть способность памяти удерживать важное» «Почему мы помним. Как раскрыть способность памяти удерживать важное»

Как гиппокамп участвует в работе памяти

N+1
10 самых засмотренных до дыр мультфильмов разных поколений 10 самых засмотренных до дыр мультфильмов разных поколений

Самые засмотренные мультфильмы за все время, разбитые по десятилетиям

Maxim
Я работаю мамой Я работаю мамой

Валентина Красникова, мама 17 детей, о семье и хобби

Лиза
Стресс в наследство Стресс в наследство

Как на ребенка влияет стресс матери во время беременности?

Здоровье
Режиссер Леонид Хейфец. Откровенно о Дорониной, Миронове и Борисове Режиссер Леонид Хейфец. Откровенно о Дорониной, Миронове и Борисове

Когда Ефремов пригласил меня, МХАТ как раз «пилился»

Коллекция. Караван историй
От ассистентки до инвестора SpaceX: как экс-сотрудница Маска стала успешной в бизнесе От ассистентки до инвестора SpaceX: как экс-сотрудница Маска стала успешной в бизнесе

Как Баттерфилд работала с Маском и какой путь она выбрала, когда ушла из SpaceX

Forbes
Переосмыслить Петербург: как архитектура и фотография  помогут увидеть город по-новому Переосмыслить Петербург: как архитектура и фотография  помогут увидеть город по-новому

Архитектура может быть не только функциональной, но и трогательной

VOICE
Физика современных блэкаутов Физика современных блэкаутов

С чем эксперты связывают энергетический сбой на Пиренейском полуострове

Монокль
Особый взгляд: 10 культовых фильмов, которые нам подарил Каннский кинофестиваль Особый взгляд: 10 культовых фильмов, которые нам подарил Каннский кинофестиваль

По случаю открытия 78-го смотра — десятка лучших фильмов в истории Канн

Правила жизни
Под знаком футбола Под знаком футбола

Интервью с Марией Галай, футболисткой с девяти лет

Лиза
Ольга Дибцева: «Только движение спасает от всего плохого» Ольга Дибцева: «Только движение спасает от всего плохого»

Актриса Ольга Дибцева — о съёмках после родов и своём целебном лайфхаке

Здоровье
Прохладная экономика Прохладная экономика

Слабая экономическая активность: аргумент в пользу смягчения монетарной политики

Ведомости
Индивидуалистка из СССР: как Айн Рэнд боролась с коммунизмом и создавала бестселлеры Индивидуалистка из СССР: как Айн Рэнд боролась с коммунизмом и создавала бестселлеры

Как Айн Рэнд, дочь аптекаря из Петербурга, смогла покорить США

Forbes
Антон Рудзат Антон Рудзат

Антон Рудзат режиссирует, фотографирует и придумывает стратегии

Собака.ru
Бесконечная пахота против дзена: как устроена азиатская корпоративная культура Бесконечная пахота против дзена: как устроена азиатская корпоративная культура

Карьерный ментор Анна Знаменская рассказала об азиатской офисной специфике

Правила жизни
Метеоризм Метеоризм

Почему метеоризм возникает даже у здоровых людей?

Здоровье
«Нам пора сформулировать закон сохранения цивилизации» «Нам пора сформулировать закон сохранения цивилизации»

Можно ли подружиться с умной машиной? Не может ли она вытеснить человека?

Знание – сила
Проекции в психологии Проекции в психологии

Проекция в психологии – это бессознательный защитный механизм

Лиза
Спаржа Спаржа

Спаржа: простой способ добавить больше пользы в рацион

Здоровье
Красная-красная смесь. Гидросистемы летательных аппаратов Красная-красная смесь. Гидросистемы летательных аппаратов

Как устроены гидросистемы в авиации — от цвета до принципов работы

Наука и техника
Открыть в приложении