Почему мы по-разному смотрим на европейских и советских тихих модернистов

WeekendКультура

Тихое искусство негромких обстоятельств

Почему мы по-разному смотрим на европейских и советских тихих модернистов

Текст: Анна Толстова

«Мост Нибелунгов в Линце», 1950. Фото: Nordico Stadtmuseum Linz

В художественном музее «Лентос» в Линце проходит выставка Карла Хаука (1898–1974). Ничто не связывало умеренного австрийского модерниста с Советским Союзом, но человеку, знакомому с творчеством советских художников-модернистов его поколения, забытых и заново открываемых в последние десятилетия, трудно не смотреть на искусство Хаука сквозь призму их опыта.

Ночь, улица, фонарь, аптека — так вкратце можно пересказать сценарий «Ночной прогулки» (1926), самой известной картины Карла Хаука, входящей в коллекцию Национального банка Австрии и украшающей обложку одной из последних монографий о «Хагенбунде». Действительно, «Ночная прогулка» прекрасно объясняет, чем в усредненно-эстетическом плане было художественное объединение Hagenbund в свои лучшие годы. Небольшой городок с башенкой готической церкви, затерянный в австрийских Альпах, живо напоминает о фовистах и раннекубистическом Пикассо; над ним раскинулось иссиня-черное и многозвездное, как у Ван Гога, небо; звезды тускло светят холодным белым светом, поэтому за освещение кривой, пустынной и бесприютной, как у дрезденских и берлинских экспрессионистов, улочки берется желтый фонарь; отсвет на лице одинокого фланера — alter ego художника возникает на первом плане — образует эффектный контраст желтого и зеленого, но фовистское цветовое решение не мешает заметить, что фигура ночного пешехода находится в шаге от «новой вещественности»; вывески «Apotheke» нигде нет, однако нетрудно вообразить, что какой-то из этих посткубистических домиков может быть аптекой — отец Хаука был весьма состоятельным аптекарем. Французы, немцы и почвенность — вот в общих чертах формула эклектического хагенбундовского модернизма.

Карл Хаук. «Сбор винограда в Италии», 1930. Фото: Nordico Stadtmuseum Linz

Почвенности в «Ночной прогулке» немного, но в других работах Хаука проступают влияния главных австрийских кумиров «Хагенбунда». По эскизам фресок для Рабочей палаты Верхней Австрии в Линце (1928) видно, какое впечатление произвело на Хаука искусство Альбина Эггера-Лиенца и все, что за ним стояло, начиная с пластического гения Ходлера и заканчивая героизацией труда, только у Эггера-Лиенца крестьянского, а у Хаука — пролетарского. Эггер-Лиенц скончался в 1926 году, и ни сам покойный, ни Хаук, ни кто-либо еще из «Хагенбунда» не могли представить себе, что художник со своей символистско-экспрессионистской героикой будет канонизирован в Третьем рейхе как вершина арийского духа в живописи, станет любимцем Розенберга с Гитлером и на веки вечные окажется запятнан этой посмертной нацистской переоценкой. А по множеству других работ Хаука ясно, что он навсегда влюблен в Оскара Кокошку: «Любовники» (1923) кажутся парафразом «Невесты ветра», а лучезарный, ликующий «Мост Нибелунгов в Линце» (1950) хочется назвать мостом имени Кокошки и всех его «Карловых мостов». В 1920-х хагенбундовцы чтили Кокошку, в скором будущем — самого видного представителя Австрии на нацистской выставке «Дегенеративного искусства» и «врага искусства №1» в гитлеровской классификации, наравне с Эггером-Лиенцом.

Павел Аб. «Текстиль», 1929. Фото: ГРМ

Еще лет пятнадцать назад имя Карла Хаука ничего не говорило даже специалистам, но потом за наследие напрочь забытого художника, рядового члена «Хагенбунда», взялась венская галерея Kunsthandel Widder, специализирующаяся на австрийском искусстве межвоенного периода. Взялась грамотно: были изданы каталоги и монографии, работы Хаука появились на выставках, посвященных «Хагенбунду», он сделался чуть ли не лицом объединения, а теперь подоспела и небольшая ретроспектива в «Лентосе». Это самое заметное в последние годы, но, надо полагать, далеко не последнее открытие забытых мастеров «Хагенбунда», которое встраивается в интернациональную исследовательскую программу по переосмыслению модернизма в период между двумя мировыми войнами. Собственно, и сам «Хагенбунд» начал возвращаться в историю австрийского искусства сравнительно недавно: хотя первые исследования относятся к 1970-м, но лишь после выставки «Потерянный модернизм. „Союз художников Хаген", 1900–1938», состоявшейся в 1993 году в Бельведере, стало ясно, что это наиболее значительное явление в художественной жизни Австрии 1920–1930-х годов. Не рак на безрыбье, наступившем в 1918-м, когда звезда Сецессиона окончательно закатилась, Климт и Шиле умерли, а Кокошка почти не появлялся в Австрии, и продолжавшемся до 1945 года, когда началось постепенное возрождение абстракции. А интересная

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Террор, пришедший с холодом Террор, пришедший с холодом

«Метод "Джакарта"»: как США воспользовались индонезийской резней

Weekend
«Все вернется»: почему мы верим в карму — психологический аспект «Все вернется»: почему мы верим в карму — психологический аспект

Есть ли научное подтверждение нашей вере в карму?

Psychologies
Благоденствие из головы диктатора Благоденствие из головы диктатора

Зачем государству равенства в утопии «История севарамбов» нужен монарх

Weekend
Глубокая стимуляция мозга поможет при болезни Альцгеймера Глубокая стимуляция мозга поможет при болезни Альцгеймера

Электрическая стимуляция мозга может ослабить симптомы болезни Альцгеймера

TechInsider
Предвестники жизни Предвестники жизни

На астероиде Рюгу найден компонент РНК

Наука
Найти гадалок, доставить бабочек в Куршевель: консьерж — о запросах Найти гадалок, доставить бабочек в Куршевель: консьерж — о запросах

Консьерж-службы: внутренняя кухня и самые экзотические запросы жильцов

РБК
Похабные словечки, смайлики, лукизм: что не так с мужскими анкетами в приложениях для поиска секса Похабные словечки, смайлики, лукизм: что не так с мужскими анкетами в приложениях для поиска секса

Как составить анкету на сайте секс-знакомств, которая может привлечь внимание?

Psychologies
Одним магом Одним магом

В детстве мы верим в чудеса, повзрослев – надеемся на них

Лиза
Как отличить некомпетентного человека, от человека с «синдромом самозванца» Как отличить некомпетентного человека, от человека с «синдромом самозванца»

Как распознать человека с «синдромом самозванца»

Maxim
484 сантиметра на двоих: трагическая история любви самой высокой пары в мире 484 сантиметра на двоих: трагическая история любви самой высокой пары в мире

Как считаете, какого живется людям, чей рост составляет почти 2,5 метра?

TechInsider
Как измерить душу, травму и стресс: все о доказательной психотерапии Как измерить душу, травму и стресс: все о доказательной психотерапии

Как выбрать психотерапевта и не обмануться в нем?

Psychologies
Оглушительный эффект! Оглушительный эффект!

Если не контролировать ситуацию с музыкой, можно серьёзно себе навредить

Здоровье
Его глаза: как найти и потерять мужа в отеле Его глаза: как найти и потерять мужа в отеле

Гостья отеля была уверена, что живет с бывшим мужем, но все оказалось иначе

Правила жизни
Классики и современники. Часть 3 Классики и современники. Часть 3

Как Достоевский, Чехов и Горький звучали в театрах своих современников

Полка
Мой муж — содержанец: как я была главой семьи и чем это закончилось Мой муж — содержанец: как я была главой семьи и чем это закончилось

Как заботливый муж превращается в камень на шее, который тянет тебя на дно

VOICE
Анна Ахматова: сложное сердце Анна Ахматова: сложное сердце

Можно ли поведать историю Анны Ахматовой через ароматы?

СНОБ
Как вам не стыдно: лучшие откровенные фильмы о сексе Как вам не стыдно: лучшие откровенные фильмы о сексе

Есть фильмы, где весь сюжет почти польностью построен на сексе

Правила жизни
Звуковая диагностика Звуковая диагностика

В «Норникеле» научились определять неполадки на слух

TechInsider
В школьной форме и с мечом: как японские бандитки 1970-х вошли в массовую культуру В школьной форме и с мечом: как японские бандитки 1970-х вошли в массовую культуру

Субкультура, бросившая вызов патриархальному японскому обществу

Forbes
«Мне хотелось сделать кому-то больно»: история зюзинской маньячки, которая охотилась на мужчин «Мне хотелось сделать кому-то больно»: история зюзинской маньячки, которая охотилась на мужчин

Мария Петрова просто подходила к своим жертвам на улице

VOICE
Бизнес в гараже: как подросток из США заработал более $1 млн на самодельных слаймах Бизнес в гараже: как подросток из США заработал более $1 млн на самодельных слаймах

Как подростку удалось превратить слайм-лабораторию в гараже в прибыльный бизнес

Forbes
6 книг, которые согреют вас в новогодние праздники 6 книг, которые согреют вас в новогодние праздники

Подборка книг для полного Новогоднего погружения

TechInsider
Скажите «А» Скажите «А»

Если глаза – зеркало души, то язык – определенно тела

Grazia
История браузера на телефоне: как посмотреть и почистить История браузера на телефоне: как посмотреть и почистить

Как посмотреть историю в самых популярных мобильных браузерах

CHIP
Эмануэле Поллини: «Здесь сконцентрирована культура всего мира» Эмануэле Поллини: «Здесь сконцентрирована культура всего мира»

Талантливый итальянец с русской душой ворвался на ресторанный рынок Москвы

Bones
Адам Драйвер Адам Драйвер

Адам Драйвер – о своей роли профессора Глэдни в «Белом шуме»

Grazia
Сати Спивакова: Искусство должно уметь утешать Сати Спивакова: Искусство должно уметь утешать

Актриса Сати Спивакова — о поиске тем для искусства в новых реалиях

СНОБ
Лаборатория лицом к морю Лаборатория лицом к морю

Как создавалась и как теперь работает Беломорская биостанция

Наука
Без аффирмаций и позитивного мышления: как стать счастливой — 8 простых шагов Без аффирмаций и позитивного мышления: как стать счастливой — 8 простых шагов

Счастье — это не цель, а нормальное состояние человека

VOICE
Валерий Фокин: Валерий Фокин:

Валерий Фокин делится воспоминаниями о начале своей карьеры

Караван историй
Открыть в приложении