Судьбы трех выдающихся немецких скульпторов XX века сложились по-разному

WeekendИстория

Краткая история немецкого искусства XX века

Часть вторая, в которой немецкие художники идут на компромисс с нацистским режимом или отказываются от компромиссов

Анна Толстова

Арно Брекер. «Победитель», 1939. Фото: Pierre Vals

Арно Брекер, Георг Кольбе, Герхард Маркс — судьбы трех выдающихся немецких скульпторов XX века сложились по-разному и в Третьем рейхе, и после его падения. В СССР имя Кольбе было сравнительно неплохо известно, в постсоветской России сложился настоящий культ Брекера, а с искусством Маркса отечественный зритель практически не знаком, однако одну из его скульптурных групп, «Бременских музыкантов» в Бремене, несомненно, видел — хотя бы на картинках. Казалось бы, до 1933 года они шли общей художественно-эстетической дорогой, но вскоре один станет символом нацистского искусства, другому удастся избежать упреков в сотрудничестве с режимом, а третий будет этим режимом гоним.

Арно Брекер. «Аврора», 1924. Фото: Raimond Spekking

Острота зрения притупляется с годами, отделяющими нас от той или иной эпохи. Еще в 1980‑х образованный зритель прекрасно видел разницу между художниками-однофамильцами Герасимовыми, Александром и Сергеем, придворным живописцем Сталина, выбившимся в наиболее влиятельные функционеры послевоенного времени, и живописцем хоть и высокопоставленным, но не придворным, а, напротив, фрондирующим. В 1990‑е оба превратились в картинки из хрестоматии по сталинскому соцреализму, где никакой дистанции между «Лениным на трибуне» и «Матерью партизана» не чувствовалось. А к началу 2010‑х оба Герасимова растворились во внеисторическом и бесконфликтном понятии «советский импрессионизм» — все этические различия забылись, а эстетическая близость сделалась очевидной. То же справедливо и в отношении многих немецких художников, живших и  работавших (пока не  получили запрет на профессию) в Третьем рейхе: на глаз мы вряд ли определим, какие типы классической пластики в большей или в меньшей степени воплощают арийский дух и в чем состоит «дегенеративность» той или иной формы.

Арно Брекер. «Le jeune poete», 1930–1932. Фото: Arno Breker

В 1942 году в оккупированном Париже открылась большая выставка Арно Брекера (1900–1991), любимца фюрера и первого скульптора рейха. На фотографиях с вернисажа в Оранжери мы видим многих мастеров французской культуры, Аристида Майоля, Шарля Деспио, Жана Кокто — после освобождения Франции их не похвалят за такую любовь к вернисажам (особенно достанется коллаборационисту Деспио, одному из устроителей брекеровской выставки). Конечно, у каждого были свои мотивы пойти на торжественное открытие, где собрался весь цвет вишистского правительства и  оккупационной администрации, или не пойти на него, как, например, сделал Пабло Пикассо. И кто‑то пошел не из подлости и коллаборационизма, а просто по дружбе, ведь с середины 1920‑х до 1934 года Брекер жил главным образом в  Париже, был дружен с Кокто, Майолем, Деспио и многими другими героями парижской художественной сцены, которых портретировал — невзирая на расу и национальность (ему, похоже, вообще был чужд какой-либо расизм и антисемитизм, и то, что впоследствии он, пользуясь своим положением, сможет спасти кое-кого из культурных кругов во Франции и Германии с «неправильной» национальностью или политическими взглядами, послужит ему оправданием при денацификации: в отличие от своего коллеги и заказчика Альберта Шпеера, Брекер отделается легким испугом). Правду сказать, Брекер был превосходным портретистом, мастером портретного бюста в бронзе — его бюст Гитлера (1938) считался каноническим, но в Третьем рейхе ему суждено было переключиться на более масштабные работы для шпееровской столицы мира, Welthauptstadt Germania, а после войны он вернется к ремеслу, которым по большей части и занимался до 1934‑го, причем среди его послевоенных моделей и заказчиков будет немало политиков — западногерманских, американских, арабских, африканских. Правду сказать, умри Брекер в 1934‑м, мы бы оплакивали талантливого скульптора Парижской школы, духовного ученика Родена и Микеланджело, последователя Майоля и Деспио, сумевшего сообщить закрытой классической форме открытость импрессионистического non-finito.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Призраки в мешке Призраки в мешке

«Нечисть»: крепкий подвальный хоррор на основе успешной короткометражки

Weekend
Как мне теперь зарабатывать? Откровения людей, потерявших работу из-за блокировки соцсетей Как мне теперь зарабатывать? Откровения людей, потерявших работу из-за блокировки соцсетей

Для кого-то блокировка обернулась потерей целого бизнеса и денег

Psychologies
Хозяйка острова Ро Хозяйка острова Ро

При жизни эта женщина была символом свободы, сопротивления и греческой нации

Дилетант
41 лайфхак для уборки дома с помощью натуральных средств 41 лайфхак для уборки дома с помощью натуральных средств

Хотите отчистить дом до блеска? Мы собрали все работающие методы в одну статью

Популярная механика
Параллельные люди Параллельные люди

С какими альтернативными человечествами мы могли бы делить Землю?

Вокруг света
«The Телки»: ностальгия по двадцатилетию больших возможностей «The Телки»: ностальгия по двадцатилетию больших возможностей

«The Телки» — светское общество начала нулевых в сегодняшних реалиях

Эксперт
Как образ жизни влияет на здоровье сердца: 7 факторов Как образ жизни влияет на здоровье сердца: 7 факторов

Какие факторы нужно учитывать, чтобы не навредить сердцу?

Psychologies
Как завышенные ожидания убивают отношения: 5 ошибок Как завышенные ожидания убивают отношения: 5 ошибок

Почему мы ждем любви до гроба, а получаем разочарование

Psychologies
Выкинь это немедленно Выкинь это немедленно

14 вещей, от которых нужно избавиться, чтобы сохранить здоровье

Лиза
«Накручиваю себя, когда возникают проблемы со здоровьем» «Накручиваю себя, когда возникают проблемы со здоровьем»

Связаны ли возраст и увеличение числа болезней?

Psychologies
Автомобили Владимира Жириновского. На чем ездил лидер ЛДПР Автомобили Владимира Жириновского. На чем ездил лидер ЛДПР

Вспоминаем разномастный автопарк Владимира Жириновского

РБК
Как Грант Петти стал миллиардером благодаря производству кинооборудования Как Грант Петти стал миллиардером благодаря производству кинооборудования

Как презрение к аутсорсингу и армия ютуберов могут привести бизнес к процветанию

Forbes
Призывная комиссия Призывная комиссия

Служба в армии приводит к экономическим издержкам, которых можно было избежать

Forbes
Беременность и не только: как меняется грудь в 20, 30 и 40 лет Беременность и не только: как меняется грудь в 20, 30 и 40 лет

Как меняется женская грудь с возрастом и на что стоит обратить внимание

VOICE
Постапокалипсис сегодня Постапокалипсис сегодня

Как кино описывает мир после катастрофы

Weekend
Этнограф Варвара Кузнецова: история советской ученой, исследовавшей Чукотку Этнограф Варвара Кузнецова: история советской ученой, исследовавшей Чукотку

Как Варвара Кузнецова исследовала Чукотку без знания языка?

Популярная механика
Пережили две войны и советский атеизм: прогулка по деревне староверов с уникальной архитектурой XIX века Пережили две войны и советский атеизм: прогулка по деревне староверов с уникальной архитектурой XIX века

Деревня Лампово богата теремами XIX века, украшенными ажурной резьбой

Вокруг света
Принцесса скрывается от папарацци: как Елизавета II ездила в Париж в 1948 году Принцесса скрывается от папарацци: как Елизавета II ездила в Париж в 1948 году

Отрывок из книги «Елизавета II. Королева мира. Монарх и государственный деятель»

Forbes
Каким был режиссер Леонид Хейфец Каким был режиссер Леонид Хейфец

Педагог и режиссер, воспитавший не одно поколение актеров и зрителей

СНОБ
«Я конквистадор в панцире железном…» «Я конквистадор в панцире железном…»

В России ещё на рубеже XIX–XX веков утвердился образ испанских конкистадоров

Дилетант
Как планировать в мире, где нельзя ничего планировать? Как планировать в мире, где нельзя ничего планировать?

Как вернуть уплывшую из-под ног землю и взять происходящее под контроль

Psychologies
«Любит производить впечатление»: секреты гламурного макияжа Кейт Миддлтон «Любит производить впечатление»: секреты гламурного макияжа Кейт Миддлтон

Как Кейт Миддлтон подчеркивает естественную красоту без лишних усилий?

Cosmopolitan
Как отличить нездоровые амбиции родителей от желания дать детям самое лучшее? Как отличить нездоровые амбиции родителей от желания дать детям самое лучшее?

Как отличить «самое лучшее» от по-настоящему нужного для ребенка?

Psychologies
Почему Гитлер был плохим художником Почему Гитлер был плохим художником

Почему картины Адольфа Гитлера считают крайне неудачными?

Maxim
Страстная пятница: в чем ее символика и как она помогает нам сегодня Страстная пятница: в чем ее символика и как она помогает нам сегодня

Как библейская история может поддержать нас в трудные времена?

Psychologies
Светлая Пасха Светлая Пасха

Один из самых любимых в нашей стране праздников – Светлая Пасха

Лиза
Услышав имя, улыбнись! Услышав имя, улыбнись!

Это ползучка живучая? Нет, это живучка ползучая!

Наука и жизнь
Где золото роют в горах Где золото роют в горах

Как работает крупнейший гринфилд-проект Владимира Потанина в Забайкалье

Forbes
Агент 355: кем была самая таинственная шпионка в истории США Агент 355: кем была самая таинственная шпионка в истории США

В книге шпионской организации код «355» расшифровывается как «Леди»

Вокруг света
Аллергия — проклятье развитой цивилизации. Как избавиться от нежелательной реакции Аллергия — проклятье развитой цивилизации. Как избавиться от нежелательной реакции

Что именно вызывает реакцию и как избавиться от аллергии

ТехИнсайдер
Открыть в приложении