Ладо Кватания о маньяках, Балабанове и своей «Казни»

WeekendРепортаж

«Из этого леса выхода нет»

Ладо Кватания о маньяках, Балабанове и своей «Казни»

В прокат выходит один из самых ожидаемых фильмов года — криминальный триллер «Казнь», полнометражный дебют одного из самых востребованных клипмейкеров 2010‑х Ладо Кватании. Действие фильма происходит с 1978 по 1991 год, в центре сюжета — поиск серийного убийцы. Хронология, сюжетные линии и даже имя следователя совпадают с историей Андрея Чикатило, но если «Казнь» и основана на реальных событиях — то это совсем не обстоятельства поимки самого известного серийного убийцы СССР. Главная героиня «Казни» — это хижина в лесу, в подвале которой похоронено общее будущее и навсегда остановившееся в нем время. В том, как Кватания работает с фактурой позднего СССР, легко узнается автор клипов «Иуда» и «Fata Morgana», плотность цитат и оммажей главным режиссерам мирового кино на единицу времени крайне высока, а главный сюжетный твист удивит, пожалуй, даже самого искушенного зрителя триллеров. О «Грузе 200» и «Воспоминании об убийстве», времени, конформизме и идеализме Ладо Кватания рассказал Константину Шавловскому.

Как и когда ты понял, что герой твоего дебютного фильм — серийный убийца, жанр — криминальный триллер, а время действия — поздний СССР?

Я пытался разобраться, как и откуда возникает зло, какова его природа. Из этого все и родилось, а в какой-то момент я пришел, как мне кажется, к главной теме фильма — к борьбе конформизма с идеализмом внутри каждого человека. Прежде всего, конечно же, я исследовал себя — себя как предателя собственных идеалов и своего внутреннего идеалиста, который, хочется верить, во мне еще остался. А временная дистанция позволила мне создать условный мир, опираясь на эстетику позднего Советского Союза. То, что зритель увидит в кадре,— ни в коем случае не историческая реконструкция. Это стилизация, мое ощущение от этого времени. Ну и, кроме того, многие сценарные решения не могли бы работать в современных реалиях, а для детективной истории это очень важно.

Как возникла идея разделить фильм на семь глав — по «пяти стадиям принятия неизбежного» с прологом и эпилогом?

Я хотел, чтобы зритель выступал в качестве следователя, который ведет свое расследование и сопоставляет предложенные факты и линии главных героев. И постепенно догадывается, кто является подозреваемым, а кто — жертвой. Кто виновен, а кто нет. Чтобы он ошибался, заходил в тупики и выходил оттуда с новым знанием и опытом. Так появилась нелинейная структура повествования, организованная по принципу разрушенного пазла: в начале фильма он как будто почти собран, а потом выясняется, что его надо пересобирать заново.

Если посмотреть на саму структуру как на метафору, как тебе кажется, в какой главе твоего фильма мы находимся сейчас: отрицание, гнев, торг, депрессия или принятие?

Мне кажется, мы прошли все эти этапы и подошли к последней главе. Осталось разобраться, кто на самом деле виноват, а кто будет приводить приговор в исполнение. Мне кажется, мы все сейчас существуем в той отметке, когда возникает титр «Казнь».

Частью пазла становятся и бесчисленные цитаты и отсылы к главным режиссерам мирового кино: Триер, Финчер, Пон Чун Хо, Пак Чхан Ук, Балабанов… Насколько это осознано и насколько важно для тебя как для режиссера?

Это ровно те режиссеры, которые повлияли очевидно и очень сильно на меня, на мое формирование и мое видение. Бессмысленно отрицать: там есть и прямые цитаты, и откровенные признания в любви. Если ты обратил внимание, одна из VHS-кассет, поверх которой ведется следственная съемка, подписана «Воспоминание об убийстве», хотя в этой вселенной подобной кассеты не могло быть: фильм Пон снят только в 2003 году. Это мое прямое признание в любви к этой картине. А к перечисленным тобой авторам я бы добавил еще Германа-старшего.

«Лапшина»?

Не только. Прежде всего я учился у него работе с фактурой. Тому, что у него работает абсолютно все — вплоть до десятого плана, как он работает с пространством, как наполняется у него жизнью каждый кадр. Я, например, всегда вижу в кино новую вещь, вытащенную из гардеробной того же «Мосфильма»,— вижу и не могу смотреть, не верю. Поэтому в «Казни» я заставлял костюмеров не трогать, не гладить, заставлял ходить в этих вещах актеров, чтобы они были живые.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Срамота в глазах смотрящего Срамота в глазах смотрящего

«Партенопа»: Паоло Соррентино показывает красивое

Weekend
6 особенностей уверенных в себе женщин 6 особенностей уверенных в себе женщин

Какие качества помогают женщинам идти по жизни с гордо поднятой головой?

Psychologies
«Мне жалко его, очень жалко» «Мне жалко его, очень жалко»

Сергей Бодров-старший о своем сыне и своем новом фильме «Дышите свободно»

Weekend
«Все везде и сразу»: как «Матрица», только о сепарации «Все везде и сразу»: как «Матрица», только о сепарации

«Я горжусь тобой» — чего только не делают люди, чтобы услышать эту фразу

Psychologies
Адаптация молодоженов к семейной жизни: 4 совета эксперта Адаптация молодоженов к семейной жизни: 4 совета эксперта

С какими трудностями сталкиваются супруги в первые годы совместной жизни?

Psychologies
7 ошибок в макияже, которые зрительно уменьшают твои глаза: не делай так! 7 ошибок в макияже, которые зрительно уменьшают твои глаза: не делай так!

Какие приемы в макияже визуально уменьшают глаза?

VOICE
Астрономы нашли аномально долгопериодического экзогиганта у близкой к Солнцу звезды Астрономы нашли аномально долгопериодического экзогиганта у близкой к Солнцу звезды

Новый экзогигант у Солнца обладает необычным орбитальным периодом в 22,6 лет

N+1
Финансовое поведение и стресс: почему позитивное мышление — плохой помощник Финансовое поведение и стресс: почему позитивное мышление — плохой помощник

Как правильно выходить из кризисных ситуаций

Forbes
Режут? Терпи! 5 самых болезненных пластических операций Режут? Терпи! 5 самых болезненных пластических операций

Красота — страшная сила, которая иногда требует страшного терпения

VOICE
«Мои руки дрожали»: кто, когда и зачем сделал первое селфи в России «Мои руки дрожали»: кто, когда и зачем сделал первое селфи в России

Княжна Анастасия — девочка, сделавшая первое селфи в России

Cosmopolitan
Цепь переменного токена: почему NFT считают фикцией, но все равно покупают Цепь переменного токена: почему NFT считают фикцией, но все равно покупают

Имеет ли владелец NFT исключительные права на произведения искусства?

Популярная механика
Личное пространство: почему нам нужно место силы Личное пространство: почему нам нужно место силы

Почему личное пространство так важно для каждого из нас?

Psychologies
7 нелепых диет: почему стоит держаться от них подальше 7 нелепых диет: почему стоит держаться от них подальше

Рассмотрим топ-7 нелепых диет, которых не стоит придерживаться

Psychologies
Кроме шуток: что поменяется в Twitter с приходом Маска и чего боятся его сотрудники Кроме шуток: что поменяется в Twitter с приходом Маска и чего боятся его сотрудники

К концу прошлой недели сотрудники Twitter стали высказывать свои опасения

Forbes
«Родители планируют отдать мне племянницу под опеку, а я хочу жить для себя» «Родители планируют отдать мне племянницу под опеку, а я хочу жить для себя»

Нужно ли отказываться от себя ради семьи?

Psychologies
Анастасия Волочкова Анастасия Волочкова

Блиц-интервью с Анастасией Волочковой: неожиданные вопросы и быстрые ответы

ЖАРА Magazine
«Я записался в добровольческую армию» «Я записался в добровольческую армию»

Еврей-доброволец пишет письмо русским белогвардейцам в оккупированном Париже

Дилетант
Как выстроить отношения между отчимом и ребенком: 5 советов от детского психолога Как выстроить отношения между отчимом и ребенком: 5 советов от детского психолога

Как помочь ребенку наладить отношения с отчимом

Psychologies
Чего хотят женщины (на самом деле): объясняет Михаил Лабковский Чего хотят женщины (на самом деле): объясняет Михаил Лабковский

Разбираемся, чего же хочет одна конкретная женщина – ты

Cosmopolitan
Первая любовь: этапы, через которые предстоит пройти нашим детям Первая любовь: этапы, через которые предстоит пройти нашим детям

Что происходит с ребенком во время первой влюбленности и как его поддержать?

Psychologies
В погребении знатных скифов нашли шагающих грифонов и золотые луноликие личины В погребении знатных скифов нашли шагающих грифонов и золотые луноликие личины

Археологи раскопали в Крыму неграбленный курган IV века до нашей эры

N+1
Мужчина случайно нашел на Байкале два древних медных кельта Мужчина случайно нашел на Байкале два древних медных кельта

Археологи исследовали два металлических кельта, найденные на побережье Байкала

N+1
Одна вокруг света: «ванные» с вулканическим обогревом и крепость инков Одна вокруг света: «ванные» с вулканическим обогревом и крепость инков

167-я серия о кругосветном путешествии москвички Ирины Сидоренко: Эквадор

Forbes
Личное пространство Личное пространство

Интерьер в духе классики — неброской, элегантной, спокойной

SALON-Interior
Не знали, для кого продукт и какие задачи он должен решать: почему провалились «умные» часы Pebble Не знали, для кого продукт и какие задачи он должен решать: почему провалились «умные» часы Pebble

Почему «умные» часы Pebble так и не смогли найти своего клиента

VC.RU
Плесень и секс Плесень и секс

Алексей Алексенко — о бесстыжих ящерицах и целомудренной плесени

СНОБ
Как подводные лодки связываются друг с другом под водой: нейтринные коммуникации Как подводные лодки связываются друг с другом под водой: нейтринные коммуникации

Как субмарины держат связь под водой

ТехИнсайдер
8 способов обмануть свой мозг, когда вы на диете 8 способов обмануть свой мозг, когда вы на диете

Может ли ваш мозг саботировать ваши усилия по снижению веса?

Популярная механика
Кристалличность органических каркасов выросла благодаря двухстадийной методике синтеза Кристалличность органических каркасов выросла благодаря двухстадийной методике синтеза

Ученым удалось получить каркасы с повышенной стабильностью

N+1
Рис отечества Рис отечества

«Патинко»: сто лет корейских иммигрантов в Японии

Weekend
Открыть в приложении