Как кино очищало общество от того, с чем не справилось государство
Краткая история самосуда в кино
В прокат выходят «Рыцари справедливости» Андерса Томаса Йенсена, в которых Мадс Миккельсен в обход правоохранительных органов пытается отомстить за смерть своей жены. Мария Бессмертная изучила традицию благородного мщения в кино и выяснила, как с помощью самосуда боролись с коррупцией, изнасилованиями и расизмом.
Самосуд и расизм
«Рождение нации»
Режиссер Дэвид Гриффит, 1915
«Рождение нации», самая гигантоманская картина 1910-х — три часа, бюджет в $100 тыс., президент Вудро Вильсон в качестве зрителя,— вошла в историю и как памятник киногению режиссера Дэвида Гриффита, и как расистская агитка, из-за которой в Америке впервые с 1880-х активизировался Ку-Клукс-Клан. Фильм об идиллии в Южных штатах, достигнутой под руководством клановцев, заложил основу для максимально проблемной репрезентации чернокожих героев в американском кино, с которой борются до сих пор. По Гриффиту, освобожденные рабы были заинтересованы в первую очередь в межрасовых браках, которых добивались исключительно с помощью насилия. Белые южане, устраивавшие резню, выступали здесь как рыцари и защитники. Фильм, запрещенный к показу в некоторых штатах, все равно собрал в прокате больше $1 млн и спровоцировал огромное количество случаев насилия по отношению к афроамериканцам. Спустя пять лет самый успешный чернокожий режиссер начала ХХ века и абсолютная икона движения за гражданские права Оскар Мишо снял ответ «Нации» — «В нашем дворе», о чернокожей женщине, которая пытается найти денег на школу для «цветных» детей. Суд Линча в фильме Мишо, разумеется, тоже присутствовал, но впервые был показан с точки зрения жертвы, а не палача.
Самосуд и коммунизм
«Ровно в полдень»
Режиссер Фред Циннеман, 1952
Основной сюжет всех вестернов в мире в фильме Циннемана впервые получил новое измерение: «Ровно в полдень» с Гэри Купером и Грейс Келли в главных ролях считается первым политическим вестерном — попыткой приладить политическую повестку к жанровому кино. История о том, как жители одного города отвернулись от справедливого шерифа и молча, от бессилия, приветствовали бандитов, хотевших захватить власть,— метафора антикоммунистической кампании в Голливуде, устроенной сенатором Маккарти. Политическое содержание фильма авторами не скрывалось: сценарист Карл Форман попал в черные списки, не был упомянут в титрах как продюсер картины, а сам Циннеман, несмотря на великолепную карьеру — после он снял «Отныне и во веки веков» по роману Джеймса Джонса и заработал восемь «Оскаров»,— в 1963 году проклял США и уехал работать в Англию.
Самосуд и падение нравов
«Таксист»
Режиссер Мартин Скорсезе, 1976
В мае 1972 года 21-летний разнорабочий Артур Бремер пришел на предвыборный митинг губернатора Алабамы Джорджа Уоллеса, выдвигавшегося на пост президента США, и четыре раза выстрелил в политика. Новость о его аресте прочитал начинающий сценарист и кинокритик Пол Шредер, который тут же решил, что перед ним герой нового времени. Идею поддержал Мартин Скорсезе, и так появился главный герой «Таксиста»: ветеран Вьетнама, который решил спасти Нью-Йорк 1970-х от грязи — политиков и сутенеров. Одиночка Трэвис Бикл в исполнении Роберта Де Ниро, согласно Скорсезе, был «ложным святым» — устроив кровавый самосуд в попытке спасти несовершеннолетнюю проститутку, он не учел одного: об этом его никто не просил. Полуиздевательский финал, в котором Бикл благодаря этой кровавой бане становится национальным героем, был неоднозначно воспринят публикой. Мало того, что часть критиков и зрителей всерьез упрекала Скорсезе в фетишизации насилия, у Бикла появились настоящие последователи: в 1981 году большой поклонник «Таксиста» Джон Хинкли, до этого терроризировавший исполнительницу