Как одно дело о госизмене привело к отставке правительства Германии

WeekendИстория

Изменяя родину

Как одно дело о госизмене привело к отставке правительства Германии

Рудольф Аугштайн, 1963. Фото: Harry Flesch / picture alliance / Getty Images

60 лет назад в Западной Германии случился один из первых крупных политических скандалов в послевоенной истории: сотрудников журнала Der Spiegel обвинили в государственной измене за разглашение секретной информации об обороноспособности страны. Обвинения вызвали мощную общественную реакцию — акции протестов охватили ФРГ почти на три месяца и стали причиной смены правительства. Ульяна Волохова рассказывает, как развивалось «дело „Шпигеля"» и почему демократия и гражданское общество от него только выиграли.

В пятницу, 26 октября 1962 года, в сумерках под проливным дождем от одного из универмагов Дюссельдорфа к машине спешил пожилой мужчина. Под мышкой он нес завернутого в бумагу гуся для воскресного жаркого. За несколько шагов до автомобиля дорогу ему преградили сотрудники уголовной полиции. Они обратились к нему «герр Аугштайн» и попросили проехать с ними в участок. Мужчина отказался, заявив, что его фамилия не Аугштайн. При себе у него были водительские права на имя Эриха Фишера, но полицейские все равно настояли, чтобы он отправился с ними в участок. Там его продержали два часа и отпустили, так и не объяснив причину задержания. Мужчину действительно звали Эрих Фишер, он работал рекламным агентом в западногерманском общественно-политическом журнале «Шпигель». Машина, на которой он делал покупки перед выходными, принадлежала редакции и была оформлена на имя основателя и издателя журнала Рудольфа Аугштайна.

Приблизительно через полчаса после того, как Фишер покинул полицейский участок в Дюссельдорфе, 50 сотрудников уголовной полиции, службы военной контрразведки, федеральной прокуратуры и городской полиции подъехали к редакции журнала «Шпигель» в Гамбурге. Они отключили телефонный коммутатор и лифты, заблокировали выходы, запретили сотрудникам покидать здание и стали прочесывать редакцию — этаж за этажом, кабинет за кабинетом — в поисках Аугштайна и журналиста Конрада Алерса. Ни одного ни другого так и не обнаружили. Зато на месте оказались оба главных редактора (с 1962-го по 2013-й в «Шпигеле» их было двое). Одного — Йоханнеса К. Энгельса — взяли с пакетом цветной капусты на парковке, второго — Клауса Якоби — нашли в редакции. Обоим предъявили ордер на обыск рабочих помещений и их домов.

Полицейские охраняют архив журнала Der Spiegel, октябрь 1962. Фото: Heidtmann / picture alliance / Getty Images

Все помещения редакции были опечатаны: кабинеты редакторов и корреспондентов, конференц-залы, библиотека, архив, бухгалтерия, рекламный и коммерческий отделы, фотолаборатория, даже кладовки и туалеты были заняты следователями. Они планомерно доставали содержимое из шкафов и сейфов, раскладывали и изучали бумаги. Всего, как позднее посчитали журналисты, ими было обработано порядка 5,5 млн листов. Якоби и Энгельса под конвоем отвезли домой, где тоже провели тщательный обыск, обследовав все — от кроватей детей до соломы в стойле пони. У Якоби изъяли коробку из-под мыла с семейным архивом и детские рисунки, у Энгельса — кучу каких-то бумаг, включая открытку от тети и визитку детских яслей. Офисы «Шпигеля» в Бонне и Дюссельдорфе тоже были обысканы и опечатаны.

Пока в редакциях и домах сотрудников шли обыски, на улицах Гамбурга была развернута целая спецоперация по поиску издателя журнала Рудольфа Аугштайна. Работа дорожной полиции была практически парализована: никто не выезжал на вызовы, все выслеживали машину с номерным знаком HH-SY 100. Несколько часов было потрачено на поиск неизвестных мужчин, стремительно запрыгнувших в машину и умчавшихся от здания редакции в тот самый момент, когда туда подъезжали представители органов. Когда машину наконец выследили, за рулем оказался какой-то прораб, у которого была встреча в соседнем с редакцией здании. Прораб объяснил, что они с коллегой ни с кем из редакции «Шпигеля» не знакомы и спешили к машине, потому что не хотели промокнуть.

Примерно в это же время в маленьком андалуcском городе Торремолинос полицейские стучали в дверь одного из номеров местного отеля. Дверь открыл Конрад Алерс — журналист «Шпигеля», приехавший с женой провести несколько дней без детей. Обоим объявили, что они арестованы.

Около полуночи того же вечера к Рудольфу Аугштайну, проводившему вечер в компании своего друга и его девушки в одном из дюссельдорфских ресторанов, подошел официант и сообщил, что ему звонит брат. Услышав, что в редакции его журнала обыск, Аугштайн рассмеялся, но брат, адвокат по профессии и советник по юридическим вопросам в «Шпигеле», не шутил — дело серьезное, настаивал он, есть подозрения в государственной измене. Воскресным утром 28 октября Аугштайн добровольно явился в отделение гамбургской полиции, где его допросили и взяли под стражу. Под арестом уже находился Клаус Якоби, Йоханнеса К. Энгельса полиция отпустила. Конрада Алерса испанские власти посадили на самолет до Франкфурта-на-Майне, где его взяла под стражу немецкая полиция. Чуть позже в тюрьме оказались еще один журналист «Шпигеля» Ганс Шмельц, брат издателя Йозеф Аугштайн и директор журнала Ганс Детлев Беккер. Всех их обвиняли в госизмене и разглашении государственной тайны и угрожали тюремными сроками до 15 лет. Основанием для всех этих обвинений стала одна-единственная статья.

Статья

Обложка Der Spiegel, 10 октября 1962. Фото: DER SPIEGEL

«Канцлер покинул свою резиденцию в Бонне и, как фюрер в начале западной кампании 10 мая 1940 года, заперся в командном бункере в Айфеле. Его сопровождали люди из федерального совета по обороне и командование ВВС Германии. <...> Третья мировая война началась в пятницу вечером почти три недели назад. Первым был взрыв ядерной бомбы над военной авиабазой ФРГ. За ним последовали взрывы ядерных бомб над аэродромами и ракетными установкам НАТО в Германии, Англии, Италии и Турции». Так начиналась статья Конрада Алерса и Ганса Шмельца «Условно обороноспособны», из-за которой сотрудникам «Шпигеля» было предъявлено обвинение в госизмене.

Подробные обстоятельства начала новой мировой войны, которые описывались в статье, были легендой, которую получила немецкая армия — бундесвер — перед началом ежегодных осенних учений НАТО Fallex. Учения 1962 года были первыми, в которых имитировалось широкомасштабное наступление СССР и других стран Варшавского договора на Западную Европу. Предполагалось, что все начнется с нескольких ядерных ударов по военной инфраструктуре НАТО в Европе, первый из которых придется по объектам в ФРГ, а затем наступление продолжит обычная армия. Участники учений должны были продемонстрировать способность национальных армий противостоять наступлению, а гражданских служб — поддерживать инфраструктуру для фронта и мирного населения.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Тайны девятой непланеты Тайны девятой непланеты

12 отгадок о Плутоне

Weekend
Тренд на тихий бренд Тренд на тихий бренд

Low profile publicity: почему крупный бизнес выбирает стратегию скромности?

Ведомости
Юбилеи круглые и не очень Юбилеи круглые и не очень

Юбилеи: географ Эверест, миссия «Союз–Аполлон» и библиотекарь Рудомино

Знание – сила
Вера Васильева: «Я ничего специально не делаю, живу как хочется» Вера Васильева: «Я ничего специально не делаю, живу как хочется»

Ее взлет в кино был ярким и мощным, а годы в профессии — разными, трудными...

Караван историй
«Люблинская уния» «Люблинская уния»

Дискуссии о механизме объединения Польши и Литвы продолжались несколько лет

Дилетант
Борьба за наследство Борьба за наследство

Диадохи: наследники Александра Македонского, развалившие его империю

Дилетант
Чем ты это сказала? Чем ты это сказала?

Кто говорит с нами из колонок?

Men Today
Что скрывается за модным словом «роялти» ? Что скрывается за модным словом «роялти» ?

Пассивный доход на интеллектуальной собственности: как работает роялти?

Наука и техника
Как правильно зарядить телефон: простые правила, которые сберегут его аккумулятор Как правильно зарядить телефон: простые правила, которые сберегут его аккумулятор

Что влияет на срок службы аккумулятора и как правильно заряжать телефон

CHIP
Расписки при ДТП: как пишутся и какими бывают Расписки при ДТП: как пишутся и какими бывают

Как пишется расписка при ДТП и когда этого делать не стоит

РБК
Выдр уличили в охоте на пингвинов Выдр уличили в охоте на пингвинов

Ученые зафиксировали нападения выдр на пингвинов в ЮАР

N+1
Одежда-антистресс Одежда-антистресс

Что включить в дофаминовый гардероб

Лиза
Как не выбесить коллег  в рабочем чате: новый цифровой этикет Как не выбесить коллег  в рабочем чате: новый цифровой этикет

Как решить рабочий вопрос в мессенджере, не раздражая коллег?

Inc.
Виниры и люминиры: чем отличаются и что выбрать Виниры и люминиры: чем отличаются и что выбрать

Чем виниры и люминиры отличаются между собой и что из них надежнее

ТехИнсайдер
Жизнь и открытия Степана Куторги: от классиков до звероящеров Жизнь и открытия Степана Куторги: от классиков до звероящеров

«Удивительные ошибки» гения: как российский ученый открыл звероящеров

Наука и техника
Генетики подтвердили личность жестоко убитого в Венгрии Рюриковича Генетики подтвердили личность жестоко убитого в Венгрии Рюриковича

Палеогенетики проанализировали геном жестоко убитого венгерского феодала

N+1
Мысль как вечное движение, – или «Что такое интеллигенция»… Мысль как вечное движение, – или «Что такое интеллигенция»…

Беседа с Константином Кедровым о немецком философе Гегеле

Знание – сила
Есть ли жизнь на Марсе? Есть ли жизнь на Марсе?

Пройдемся по имеющимся фактам в вопросе о жизни на Марсе

Наука и техника
Дрофа – степной реликт Дрофа – степной реликт

Все ли знают о самой крупной птице России? Это дрофа

Знание – сила
Музыка-антистресс: спонтанность, глубина и другие причины понять и полюбить джаз Музыка-антистресс: спонтанность, глубина и другие причины понять и полюбить джаз

Почему джаз становится все более актуальным и как его «распробовать» новичку

Forbes
«Делать то, что умеешь». Андрей Золотарев — о простых радостях жизни, режиссерских планах и меме с Траволтой «Делать то, что умеешь». Андрей Золотарев — о простых радостях жизни, режиссерских планах и меме с Траволтой

Сценарист Андрей Золотарев — о полном метре и просроченных дедлайнах

Правила жизни
Затерянные миры: 8 самых неисследованных мест Земли Затерянные миры: 8 самых неисследованных мест Земли

Рассказываем о самых таинственных уголках нашей планеты

ТехИнсайдер
5 фактов из истории пива, которые вы скорее всего не знали 5 фактов из истории пива, которые вы скорее всего не знали

Что пили российские императоры и кто придумал пиво со вкусом борща?

Maxim
Саша Золотовицкий: Я борец за иронию и прикол Саша Золотовицкий: Я борец за иронию и прикол

Саша Золотовицкий — о том, в чем разница между абсурдом и безумием в театре

Ведомости
Обязательно к посещению: лучшие страны для путешествий в Азии Обязательно к посещению: лучшие страны для путешествий в Азии

Рассказываем об азиатских странах, в которых вам точно нужно побывать

ТехИнсайдер
Зеленый доктор Зеленый доктор

Чем больше «травы» – тем меньше вес

Лиза
«Не слияние, а бордель»: как создатели «Южного парка» стали миллиардерами «Не слияние, а бордель»: как создатели «Южного парка» стали миллиардерами

Как мультсериал для взрослых о четырех мальчиках стал прибыльным феноменом?

Forbes
Леопардовые тюлени поют песни, похожие на детские стишки Леопардовые тюлени поют песни, похожие на детские стишки

Ученые обнаружили, что песни леопардовых тюленей похожи на детские стишки

ТехИнсайдер
Почему поколение Z уходит из корпораций и выбирает франшизы Почему поколение Z уходит из корпораций и выбирает франшизы

Почему зумеры выбирают вместо корпоративной стабильности предпринимательство?

Forbes
Лидер в эпоху перемен Лидер в эпоху перемен

Как стать лидером, за которым пойдут остальные

Men Today
Открыть в приложении