Искусство ревновать
Как конкуренция и соревнование сформировали западноевропейское искусство
В Музее истории искусства в Вене проходит выставка «Кумиры и соперники», рассказывающая о конкуренции как двигателе прогресса в искусстве. 120 картин, скульптур, рисунков, ваз и шедевров ювелирного мастерства из главных музеев Вены и Европы напоминают нам, что мир искусства был огромной ярмаркой тщеславия, где художники и заказчики бесконечно соревновались друг с другом.
Если верить Иоахиму фон Зандрарту, а что нам еще остается делать, коль скоро он — главный историограф немецкого искусства своего времени, так вот, если верить Зандрарту, в 1666 году случилось ужасное недоразумение. Альбрехт Зигмунд, князь-епископ Фрайзинга, устроил конкурс, как мы бы теперь это назвали, закрытый: участвовать пригласили лишь двух живописцев — придворного художника, великого Кристофера Паудисса, одного из самых одаренных учеников Рембрандта, и просто художника Франца Рёзеля фон Розенхофа, всеми забытого сегодня анималиста. Обоим предстояло написать картину на незамысловатый сюжет: волк терзает ягненка и рычит на лису, намеревающуюся украсть его добычу. Относительно этой нехитрой программы трудно сказать, то ли она родилась из собственных охотничьих наблюдений князя-епископа, то ли отражала некоторые наследственно-династические коллизии в семействе баварских герцогов. Картина Рёзеля фон Розенхофа примечательна разве что тем, что волк, оскалившись, показывает лисе язык. Картина Паудисса, выдержанная в его фирменном суховатом серо-охристом колорите, где рыжина волчьей и лисьей шкур так изумительно гармонирует с осенним пейзажем, не лишена психологизма и словно бы предвосхищает Лафонтена — первое издание «Басен» выйдет два года спустя. Судьей на конкурсе выступил организатор, то есть князь-епископ,— он присудил победу Рёзелю фон Розенхофу. Проигравший Паудисс, сообщает Зандрарт, так расстроился, что через несколько дней умер от огорчения. Оба полотна привезли на выставку в Кунстхисторишес из мюнхенской Старой пинакотеки — судите сами, какое лучше.
«Судите сами» — не фигура речи. Выставка «Кумиры и соперники», сделанная Гудрун Свободой, специалисткой по теориям искусства классической эпохи, интерактивна — стать арбитром в художественных соревнованиях прошлого, со времен Перикла до времен Великой французской революции, может каждый зритель: в залах установлены устройства для голосования за то или иное произведение, проголосовать можно и на сайте выставки. Сайт показывает, что «баварскому Рембрандту», павшему жертвой судейской близорукости, опять не везет — ценители паудиссовского колорита пока в меньшинстве. Зандрарт в «Немецкой академии» говорит, что противник Паудисса «проявил большое усердие в изображении шерсти» — натуральный мех как будто бы вышел из моды, но зритель явно голосует за красивую волчью шкуру. Конкуренция, конкурсы, победители, поражения, «пусть неудачник плачет» — все это тоже как будто бы выходит из моды в современной культуре с ее идеалами горизонтальности, солидарности и коллективности. Но только дай современному человеку посудить кого-то из гениев былых времен, как он радостно жмет на кнопку для голосования.