Григорий Ревзин о том, можно ли оторвать итальянского футуриста от Муссолини

WeekendИстория

Город движущихся толп

Григорий Ревзин о том, можно ли оторвать итальянского футуриста от Муссолини

Антонио Сант-Элиа. «Новый город», 1914. Фото: Antonio Sant'Elia

В истории архитектурной утопии «Новый город» (Citta Nuova) Антонио Сант-Элиа интригует известной таинственностью. Это один из центральных образов архитектурного авангарда. Таинственность определяется двумя обстоятельствами.

Этот текст — часть проекта «Оправдание утопии», в котором Григорий Ревзин рассказывает о том, какие утопические поселения придумывали люди на протяжении истории и что из этого получалось.

Никакой предыстории у проекта нет. Антонио Сант-Элиа до 1909 года был молодым инженером-строителем без выраженных художественных интересов, далее поступил в академию, получил диплом архитектора в Болонье в 1913-м. Более или менее ничего из его работ до 1914 года, в том числе и диплом, не предвещает Citta Nuova. В 1914 году он создает этот проект, показывает его на выставке «Новые тенденции» в Милане, знакомится с лидером итальянского футуризма Филиппо Маринетти, публикует в соавторстве с ним «Манифест футуристической архитектуры». В 1915-м уходит добровольцем на фронт и в 1916-м погибает 28 лет от роду, не успев ничего объяснить.

Антонио Сант-Элиа, между 1908 и 1918. Фото: wikipedia.org

Сама утопия — фантазия, у которой нет не только социального, экономического и политического измерения, но даже и градостроительного. У города нет плана, только образы, в этом смысле это прямо Пиранези. Выставка в Милане — это шесть витрин (теперь она в постоянной экспозиции музея в Комо): «Станция самолетов и поездов», «Шесть деталей городских пространств», «Новый дом» и «Электростанция» и две «Архитектуры». Понять, из чего состоит этот город, сколько людей в нем живет, чем они занимаются (если не считать подсказки в подзаголовке выставки «Милан 2000 года», который обычно опускается при публикации), невозможно.

Есть манифест Сант-Элиа. Он начинает с проклятий традиционной архитектуре, «дурманящему цветению глупости и бессилия, которое получило имя неоклассицизма. Здесь высшая глупость новой архитектуры, которая живет благодаря корыстному участию академий, настоящих тюрем знания, где молодых людей заставляют копировать классические модели вместо того, чтобы раскрыть свой собственный талант в поисках сферы и решений новой и настоятельной проблемы: футуристический дом и футуристический город».

Далее утверждается, что дух новой эпохи передает машина.

«Мы должны изобрести и построить город, <…> динамичный в каждой своей части, и футуристический дом, похожий на гигантскую машину. Во всем должна произойти революция: крыши должны быть очищены, подвалы открыты, внимание перенесено с фасадов на группировку масс и расположение плоскостей».

Это требует новых материалов: «Дом из цемента, железа и стекла, без резного или расписного орнамента, богатый только внутренней красотой своих линий и моделировки».

Сложность этого текста в сходстве с куда более хрестоматийными манифестами Ле Корбюзье. Сходство — отказ от традиции, дом-машина, чистые крыши (у Ле Корбюзье — плоские крыши), открытые подвалы (у Ле Корбюзье дом на ножках) — ставит в тупик. Это на 10 лет раньше Ле Корбюзье, и непонятно, знал ли Ле Корбюзье этот текст, когда писал свои манифесты «К архитектуре» (1923) и «Урбанизм» (1924). Манифест Сант-Элиа был опубликован сначала как листовка к выставке, а в 1924-м был переведен и напечатан в журнале Der Sturm вместе с рисунками. При сходстве теоретических положений различия в самой архитектуре между Сант-Элиа и Ле Корбюзье разительны. Слова становятся не слишком значимыми, если одними и теми же словами можно обозначить совсем разные идеи.

Ле Корбюзье 1920-х — фанатик прямых линий и прямого угла. У Сант-Элиа нет ни того ни другого, он заявляет: «Наклонные и эллиптические линии динамичны и по самой своей природе обладают эмоциональной силой, в тысячу раз превосходящей силу перпендикуляров и горизонталей». Сант-Элиа так же, как Ле Корбюзье в манифесте «Урбанизм», считает, что современный дом и современный город — это одна и та же задача, но решают они ее прямо противоположным образом. Город Ле Корбюзье — это прямоугольная сетка транспортных связей. У Сант-Элиа — «улица больше не лежит, как коврик у порога, но ныряет на несколько уровней вглубь, собирая транспортное движение мегаполиса, соединенное с металлическими мостиками и скоростными движущимися тротуарами». У Ле Корбюзье дом — это «автономный жилой блок», он сбегает с улицы на изолированную зеленую полянку. У Сант-Элиа сквозь «Новый дом» проходят три уровня улиц — пешеходная галерея, автомобильное шоссе и трамвайная линия. У Ле Корбюзье дом — замкнутый элементарный объем. У Сант-Элиа «лифты не должны больше прятаться в лестничных клетках, как черви-солитеры. Лестницы <…> нужно отбросить, а лифты пусть скользят по фасадам, как змеи из стекла и металла». У Ле Корбюзье все дома одинаковые. У Сант-Элиа нет двух одинаковых домов. Это антиподы, и можно сказать, что если Ле Корбюзье определял образ модернизма до 1970-х, то Сант-Элиа вдохновил неомодернизм, когда абрис зданий стал строиться на спонтанных линиях, сами они вывернулись изнутри наружу и сквозь них пошли дороги и поезда — то есть когда архитектура взбунтовалась против Ле Корбюзье.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Как поражение Германии в Сталинградской битве перевернуло Вторую мировую войну Как поражение Германии в Сталинградской битве перевернуло Вторую мировую войну

Решение Гитлера в 1942 году атаковать Сталинград оказалось разрушительным

ТехИнсайдер
Как поставить пароль на компьютер: несколько способов для разных ОС Как поставить пароль на компьютер: несколько способов для разных ОС

Как поставить пароль на компьютер с разными версиями Windows

CHIP
Ученые доказали, что телепортация реальна Ученые доказали, что телепортация реальна

Эйнштейн, ты был не прав!

Maxim
Либидо, память тела и внутренние установки Либидо, память тела и внутренние установки

Как психика делает секс болезненным

Добрые советы
А Лиза не может ждать А Лиза не может ждать

Елизавета Ищенко о том, как связь с персонажем помогла ей обрести себя

Grazia
Города будущего и банки еды Города будущего и банки еды

Какие экологические проекты реализуют регионы и бизнес

РБК
Как разные жанры кино влияют на работу мозга Как разные жанры кино влияют на работу мозга

Любители фильмов ужасов должны реже болеть

Maxim
За что вручили Нобелевскую премию по физике: трио ученых доказали, что Эйнштейн ошибался За что вручили Нобелевскую премию по физике: трио ученых доказали, что Эйнштейн ошибался

Ученые установили нарушения неравенств Белла

ТехИнсайдер
Почему дети садятся на диеты и морят себя голодом: последствия пищевых расстройств Почему дети садятся на диеты и морят себя голодом: последствия пищевых расстройств

Отрывки из книги психолога Жени Доновой «Пищевой монстр»

ТехИнсайдер
Повышенная чувствительность: в чем плюсы? Повышенная чувствительность: в чем плюсы?

Разбираемся, что такое повышенная чувствительность и как живут такие люди

Psychologies
Надежный щит для иммунитета Надежный щит для иммунитета

Средства, которые поднимут твои защитные силы на новый уровень

Лиза
Как рыба об лед: что такое ригидность и почему она мешает мыслить шире Как рыба об лед: что такое ригидность и почему она мешает мыслить шире

Что такое ригидное мышление в психологии, как его распознать и преодолеть

Forbes
Как перестать сравнивать себя с коллегами и победить синдром самозванца — личный опыт топ-менеджера Microsoft Как перестать сравнивать себя с коллегами и победить синдром самозванца — личный опыт топ-менеджера Microsoft

Крис Капоссела рассказал о том, как он перестал сравнивать себя с другими

Inc.
Затерянный мир Затерянный мир

Хроника мира без людей Ксении Хаунд

Men Today
Независимость на зависть Независимость на зависть

Как автономные дома делают из обычных горожан самостоятельных людей

РБК
Как выбрать посудомоечную машину и не стоять у раковины каждый день Как выбрать посудомоечную машину и не стоять у раковины каждый день

Надоело решать, кто в семье моет посуду? Купите уже посудомоечную машину!

CHIP
Тайный план Гельмута Коля Тайный план Гельмута Коля

26 ноября 1989 года в маленьком местечке в Пфальце вершилась история

Дилетант
Как выглядели обложки женских журналов в самые сложные времена Как выглядели обложки женских журналов в самые сложные времена

Женские журналы служили своим читательницам даже в самые темные времена

VOICE
Нечисть, дуэли и будни кино: о чем снимают новые российские сериалы Нечисть, дуэли и будни кино: о чем снимают новые российские сериалы

Почему герои новых российских сериалов больше не хотят ждать ни секунды

РБК
Продумать все варианты катастрофы: что стоит за страхами современного человека Продумать все варианты катастрофы: что стоит за страхами современного человека

Люди не всегда ощущали такую тревожность. Что это за голос звучит в голове?

Forbes
«Грязные танцы», «Событие», «Священные узы»: 6 фильмов о самом сложном выборе женщины «Грязные танцы», «Событие», «Священные узы»: 6 фильмов о самом сложном выборе женщины

Фильмы о том, как чувствуют себя женщины, лишенные права на аборт

Forbes
Как запустить безопасный режим Windows 10 и чем это может помочь Как запустить безопасный режим Windows 10 и чем это может помочь

Все возможности запуска безопасного режима на Windows 10

CHIP
Увеличение числа слоев в скрученном графене привело к большей стабильности сверхпроводящего состояния Увеличение числа слоев в скрученном графене привело к большей стабильности сверхпроводящего состояния

Пятислойный скрученный графен оказался лучшим сверхпроводником, чем двухслойный

N+1
Топ-8 ошибок родителей старшеклассников Топ-8 ошибок родителей старшеклассников

Ошибки, которые невольно совершают родители старшеклассников

Psychologies
Режим повышенной готовности: как справиться с тревогой от чрезмерной бдительности Режим повышенной готовности: как справиться с тревогой от чрезмерной бдительности

Что делать, если при виде полицейских у метро у вас начинается паника

Psychologies
Призрачные привилегии: почему сегодня все еще важно говорить о гендерном равенстве Призрачные привилегии: почему сегодня все еще важно говорить о гендерном равенстве

Почему женские привилегии — это фантом, а равноправие все еще необходимо всем

Forbes
Кристина Краснянская: «Мы не просто развешиваем произведения, а создаем объемную историю» Кристина Краснянская: «Мы не просто развешиваем произведения, а создаем объемную историю»

Кристина Краснянская о будущих коллаборациях и новых масштабных проектах

Grazia
Тося Чайкина Тося Чайкина

Почему Тося Чайкина не стремится к популярности?

ЖАРА Magazine
5 привычек Ричарда Брэнсона, которые сделали его успешным предпринимателем 5 привычек Ричарда Брэнсона, которые сделали его успешным предпринимателем

Бизнес-уроки от миллиардера и основателя Virgin Group Ричарда Брэнсона

Inc.
Как понять, что дружба себя исчерпала: советы психологов Как понять, что дружба себя исчерпала: советы психологов

Нужно задуматься о том, не пора ли навести порядок в отношениях с людьми

Psychologies
Открыть в приложении