Биография жившего в Москве XVIII века итальянского эмигранта Пьетро Мускьетти

WeekendИстория

Аристократка и кастрат

Почему знаменитый итальянский певец XVIII века прописался в пушкинской Москве, а его блистательная русская ученица ее покинула

Он был важной оперной знаменитостью, выступал в главных театрах Европы, закончив карьеру, обосновался в России, был тут любимцем знати, удостоился упоминания в стихотворении Пушкина — и оказался вовсе забыт. Сергей Ходнев собрал по крупицам биографию жившего в Москве итальянского эмигранта Пьетро Мускьетти.

В шуточном совместном сочинении Пушкина и Вяземского «Надо помянуть, непременно помянуть надо...» есть один интригующий персонаж: «Надобно помянуть (особенно тебе) Арндта, // Да англичанина Warnta // Известного механика Мокдуано, // Москетти, московского сопрано // И всех тех, которые напиваются рано». Бог весть, кто такие Warnt и Мокдуано, комментаторы до них, кажется, не добрались, другое дело строчка про Москетти, за нее цепляется глаз. Сопрано, но персона мужского пола: кастрат, что ли? Но почему же московский? Упоминание беглое, естественно, не всерьез (а потому «сопрано» зарифмовано с «напиваются рано»), и все равно есть ощущение, что имеется в виду фигура вполне конкретная и известная, а не условная, как появляющиеся чуть ниже «господа Чулков, Носков, Башмаков, Сапожков». И действительно.

В алфавитном указателе соответствующего тома «сталинского» ПСС Пушкина сообщается, что «Москетти, московский сопрано» (сопрано, товарищи! сопрано!) соответствующего стихотворения — это «Мускетти, тенор». Точка.

Примерно в то же время вышла книга Александра Глумова «Музыкальный мир Пушкина» («всю полноту напевности русской песни запечатлел и развил Пушкин в своем музыкальнейшем стихе» и т. п.— примерно такой там музыкальный мир), и вот в ней по другому поводу мимолетно сообщается: да, был такой Мускетти. Известный вокальный педагог, кастрат. Далее: в знаменитых своих «Очерках по истории музыки в России с древнейших времён до конца XVIII века» Николай Финдейзен, кажется, один раз упоминает, говоря о 1790-х, что в Москве наряду со многими другими артистами выступал тогда еще и певец по фамилии Мускетти. А в другом месте поминает «московского композитора Пьетро Мускетти, выпустившего в 1797 г. какие-то "6 арий с аккомпанированием для фортепиано, цена 5 руб."». В сущности, это все.

Можно этими отрывистыми сведениями и удовлетвориться — ну один из колонии иноземцев, обитавших в павловской и александровской Москве, мало ли их было. Лузер, наверное: нет чтобы устроиться на пенсии хотя бы в Петербурге. Конечно, итальянский вокальный педагог, да еще и кастрат,— это немножко выбивается из наших обычных представлений о круге московских иностранцев (парикмахеры, гувернеры, повара, модистки, рестораторы...), но не слишком: были же и французы-танцмейстеры. А тут итальянец — учитель пения, немножко, судя по всему, сочинявший для дополнительного заработка,— удивляться нечему, но и интересоваться как будто бы нечем.

При этом в нашем распоряжении все-таки есть источник, где о биографии «московского сопрано» говорится не вскользь — и говорится куда как торжественнее: «Он был некогда певец, прославленный в Италии и Франции, один из числа первых знаменитостей своего времени по части вокальной музыки, товарищ Бабини, Луиджи Маркези и Пакиаротти». Как поет в «Пиковой даме» Графиня, «какие имена!»: действительно цвет итальянской оперы последней четверти XVIII века. Источник этот — статья 1850 года, которую театральный критик Федор Кони написал на смерть певца Ивана Рупини (Рупина): тот был учеником Мускетти. Кони пишет уверенно, но, очевидно, со слов Рупини — и как знать, не приукрашено ли тут чего-нибудь.

Но здесь, с появлением подробностей, мы как раз таки оказываемся наконец на более или менее твердой почве. Можно же проверить, певал ли вместе с тенором Маттео Бабини, красавцем-сопранистом Луиджи Маркези и еще одним знаменитым кастратом Гаспаре Паккьяротти кто-нибудь по фамилии Мускетти (и, предположительно, по имени Пьетро).

И вы знаете, в самом деле пел. По счастью, в зрелом XVIII веке к сколько-нибудь солидным оперным премьерам печатали «книжечки», libretti, где помимо либретто как такового публиковались имена исполнителей,— этот-то массив хорошо сохранился, куда лучше, увы, чем сами партитуры. И «синьор Пьетро Мускьетти» (il Signor Pietro Muschietti) в одних составах с прочими славными синьорами легко находится на страницах этих «программок».

1778 год, Неаполь, опера Йозефа Мысливечека «Олимпиада»: Ликид (главная мужская партия!) — Мускьетти, Мегакл — Маркези. 1784 год, снова Неаполь, опера Карло Монцы «Эней в Карфагене»: Эней (опять главная роль) — Мускьетти, Сергест — Бабини. 1785 год, Ези, оратория Гаэтано Андреоцци «Исаак, прообраз Искупителя»: Исаак — Паккьяротти, Сара — Мускьетти.

Словом, да, «один из числа первых знаменитостей своего времени». Пел в операх прекрасных и почитаемых в то время композиторов: Иоганн Кристиан Бах, Висенте Мартин-и-Солер, тот же Мысливечек. Работал в театрах чуть ли не всей Италии, получил престижную оплачиваемую должность в Турине (финансовые ведомости тоже сохранились), при дворе сардинского короля, совсем не последнем в Европе. Концертировал в самых разных странах, а закончил карьеру в 1790-е в Берлине (откуда был, видимо, выслан из-за подозрений в недостаточной благонадежности — все очень боялись Французской революции). Интереснее всего два момента: во-первых, в 1776 году Мускьетти пел в Венеции, на сцене театра Сан-Бенедетто, в опере «Креонт», написанной Дмитрием Бортнянским,— тут в биографию нашего героя впервые входит русская тема.

Во-вторых, если не самым первым, так вторым композитором в его оперной карьере был вовсе даже Моцарт. В 1770-м Мускьетти досталась партия в «Митридате, царе Понтийском», которого впервые исполнили именно тогда в миланском Ла Скала,— Арбат, правитель города Нимфея, что в нынешнем Крыму.

Даты жизни Мускьетти — к сожалению, загадка. Мне удалось найти только в «Азбучном указателе имен русских деятелей для "Русского биографического словаря"» (а это уже 1880-е) лапидарное упоминание «профессора музыки» по имени «Пьетро Москитти», умершего в 1818 году,— зыбко, но может быть. В конце концов, даже в Италии фамилию певца иногда писали по-разному, то как Мускетти, то как Москьетти. В 1770 году, кстати сказать, юного сопраниста по фамилии Москетти с восторгом слушал в Брешии великий музыкальный бытописатель Чарльз Бёрни, посуливший певцу славное будущее — и записавший, что ему «не более 14 или 15 лет». Теоретически это может быть зацепкой: кастраты дебютировали обычно довольно рано, 15 лет для первой сценической работы по тогдашним меркам — совсем не диковинка. В середине прошлого столетия Роберт-Алоиз Мозер, составляя свои монументальные «Анналы музыки и музыкантов в России XVIII века», вооружился именно этими соображениями и, набрасывая биографию будущего «московского сопрано», черпал сведения в итальянских заметках Бёрни. Проблема, однако, в том, что у Бёрни юного певца зовут Карло, а не Пьетро.

Портретов не сохранилось тоже — и вот это для знаменитости такого калибра довольно удивительно. Только пара словесных описаний уже московской поры: упомянутый Кони выводит человека «с выразительной южной физиономией и быстрыми, нетерпеливыми движениями, свидетельствующими о волканическом свойстве его натуры» — несколько шаблонно, но он и не очевидец. Степан Жихарев в своих дневниках 1805 года, описывая обед в обществе Мускьетти, выражается более непринужденно: «рослый и тучный bon vivant и gourme».

Почему, «спав с голоса», он отправился именно в Россию — тут можно строить предположения: может, вспомнил Венецию 1776 года и общение с юным Бортнянским, пансионером щедрой русской царицы. Может, последовал примеру Мартина-и-Солера, композитора, которого та же царица на пике его карьеры, в 1788-м, пригласила в Петербург, и он там так и жил до своей смерти в 1806 году. Вот Москва — выбор действительно не совсем очевидный, но явно просчитанный. Знать и художественные круги Первопрестольной его любили и баловали, преподавательская метода Мускьетти очень ценилась. В общем, старость не то чтобы очень заметная, но приятная.

И хотя за уроки он брал немало (25 руб.— ассигнациями, правда), недостатка в учениках — а особенно в ученицах — не было. Он воспитал многих профессионалов оперной сцены, но их именами сейчас уже трудно кого-либо впечатлить. Другое дело — певицы-любительницы. Самой сиятельной ученицей Мускьетти была Зинаида Волконская, урожденная княжна Белосельская-Белозерская,— да-да, именно та княгиня Волконская, пушкинская «царица муз и красоты».

Разносторонняя образованность, солиднейшее положение, яркий характер, смелая (говоря мягко) личная жизнь, светские таланты — это еще не все о ней. Волконская, очевидно, действительно была способной оперной артисткой, хотя широкому кругу меломанов судить об этом было затруднительно. Выступления Волконской-певицы были либо домашними, либо, как сказали бы сейчас, «эксклюзивными», для специального круга приглашенных. Скажем, она бестрепетно украшала собой культурную программу и Венского конгресса, и «саммита» Священного союза в Вероне, причем слушателей в монархах и их сановниках нашла вполне благодарных.

Но у нее, подруги Александра I, совершенно не сложились отношения с его преемником. Поэтому в 1829-м, после того как она с демонстративной пышностью принимала у себя жен декабристов — Екатерину Трубецкую и Марию Волконскую, свою невестку,— уезжавших к мужьям в Сибирь, Зинаида Волконская сочла за лучшее Россию покинуть. И прежде жила здесь не очень подолгу, но тут уехала насовсем — в Рим. Приняла католичество, жила в палаццо Поли, том самом, фасад которого служит фоном фонтану Треви, купила и преобразила виллу на Эсквилине, где она принимала дипломатическо-литературно-художественный свет и где Гоголь обдумывал «Мертвые души».

Ее учитель Мускьетти перебрался из Италии в Россию — ну а она перебралась из России в Италию. Так невольным, но красноречивым образом сошлись в биографиях учителя и его учеников две эпохи. Одна — время глобальных катастроф и перемен, когда вообще происходят миграции самые удивительные — и как-то так получается, что благополучной гаванью хотя бы на время оказывается именно Россия. Когда король Людовик XVIII живет в русской Курляндии (1798–1801, 1804–1807), когда целый армейский корпус принца Конде расквартирован в Волынской губернии (1798–1799), когда родной брат кровопийцы Марата оказывается под именем де Будри одним из первых преподавателей царскосельского Лицея. И вторая — николаевское время, когда все более частыми становятся не приезды, а перманентные отъезды по идейным, политическим или религиозным соображениям.

И вот на стык между двумя этими эпохами пришелся блаженный закат Пьетро Мускьетти, наследника беззаботного XVIII века, человека, который в юности пел у Моцарта, а в старости учил московских барышень. Как не помянуть? Непременно помянуть надо.

В логотипе: «Урок пения для барышень». Неизвестный художник, XIX век

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Не мы такие, кино такое Не мы такие, кино такое

10 безжалостных режиссеров-садистов

Weekend
Сказке конец Сказке конец

Как порой из-за одной нелепой мелочи рушатся крепкие отношения с близкими людьми

Лиза
Резиденция Константинопольского патриарха Резиденция Константинопольского патриарха

Одна из самых скромных и демократичных церковных резиденций мира

Дилетант
Банки зажимают ставки Банки зажимают ставки

Ставки все равно гораздо меньше ключевой, а банки получают рекордную маржу

Монокль
Уроки Бреттон-Вудса Уроки Бреттон-Вудса

Как создать синтетическую резервную валюту

Деньги
Как «Рецепт любви» с Жюльет Бинош ищет формулу личного и профессионального счастья Как «Рецепт любви» с Жюльет Бинош ищет формулу личного и профессионального счастья

Как романтическая драма утоляет эмоциональный голод

Forbes
До дрожи в земле До дрожи в земле

От холода порой дрожат не только люди и коты, но даже... сама земля

Наука и жизнь
Привет из прошлого Привет из прошлого

Зачем пишут бывшие и что им отвечать?

Лиза
Хангерфордская трагедия: первое массовое убийство в истории Британии Хангерфордская трагедия: первое массовое убийство в истории Британии

В 12:30 утра из пистолета Майкла Райана раздался первый выстрел

ТехИнсайдер
5 простых тренировок для поддержания здоровья 5 простых тренировок для поддержания здоровья

Пять активностей, которые приносят пользу физическому и психическому здоровью

Psychologies
Сильная слабая Сильная слабая

Даша Янина — казалось бы, эта девочка родилась, чтобы быть счастливой...

OK!
Быть боссом — опасно для здоровья! Вот почему деньги не стоят того Быть боссом — опасно для здоровья! Вот почему деньги не стоят того

Стресс на руководящей должности может сократить продолжительность жизни

ТехИнсайдер
Как дизайнер и химик создали заметный российский парфюмерный бренд Fakoshima Как дизайнер и химик создали заметный российский парфюмерный бренд Fakoshima

Как Fakoshima сумел закрепиться на российском рынке

Forbes
«Это проблема моя или моей мокрой рубашки?»: как выйти из неловкой ситуации красиво «Это проблема моя или моей мокрой рубашки?»: как выйти из неловкой ситуации красиво

Неловкости могут показаться унизительными, но исправить их нам вполне по силам

Psychologies
Не выйти замуж и не родить: что на самом деле нужно сделать женщине до 30 лет Не выйти замуж и не родить: что на самом деле нужно сделать женщине до 30 лет

Что тридцатилетние женщины действительно должны — самим себе?

Psychologies
И снова здравствуйте И снова здравствуйте

Наступает момент, когда пора перестать стесняться своего тела, желаний, фантазий

Лиза
100%-ный пациент 100%-ный пациент

Даниил Воробьёв: насколько контрастны и созданные им персонажи, и реальная жизнь

OK!
Пан товарищ Пан товарищ

Для многих в Польше и за её пределами Войцех Ярузельский был «главой хунты»

Дилетант
Первая леди Атлантики: история летчицы Амелии Эрхарт, которая пропала во время кругосветного перелета Первая леди Атлантики: история летчицы Амелии Эрхарт, которая пропала во время кругосветного перелета

Амелия Эрхарт стала первой женщиной-пилотом, перелетевшей Атлантический океан

СНОБ
«Встречая нас за кулисами, Раневская сокрушалась: «Как я сегодня плохо играла!» «Встречая нас за кулисами, Раневская сокрушалась: «Как я сегодня плохо играла!»

«Я к вам больше не приду никогда. Потому что в вашем доме книги — пленницы»

Коллекция. Караван историй
Наука в фантастике: эпизоды истории Наука в фантастике: эпизоды истории

Литературные жанры подчиняются правилам, которые формируют их границы

Наука и жизнь
Крестные мамы: как снимают байопики о знаменитых преступницах Крестные мамы: как снимают байопики о знаменитых преступницах

Лучшие фильмы о легендарных гангстершах

Правила жизни
AllGrip Select. Почему полный привод от Suzuki называют интеллектуальным? AllGrip Select. Почему полный привод от Suzuki называют интеллектуальным?

Что такое интеллектуальный полный привод у Suzuki?

4x4 Club
Как перестать искать в мужчине отца: история клиентки психолога Как перестать искать в мужчине отца: история клиентки психолога

Как женщине изменить негативный сценарий и найти партнера, а не родителя?

Psychologies
Самый дорогой телефон в мире. Какой он и сколько стоит Самый дорогой телефон в мире. Какой он и сколько стоит

Какой телефон самый дорогой в мире на данный момент?

Цифровой океан
Водный баланс. Можно ли пить воду во время тренировки и сколько Водный баланс. Можно ли пить воду во время тренировки и сколько

Вода важна для физической активности, поскольку это предотвращает обезвоживание

Лиза
Травы: добро и здоровье Травы: добро и здоровье

Русскую кухню невозможно представить без трав

Bones
Собаки с вытянутыми мордочками живут дольше коротконосых пород Собаки с вытянутыми мордочками живут дольше коротконосых пород

В зависимости от породы собаки могут жить от 5,5 до 15 лет. Что на это влияет?

ТехИнсайдер
Искусство против ИИ: как технологии помогают художникам защищать свои картины от обучения нейросетей без их согласия Искусство против ИИ: как технологии помогают художникам защищать свои картины от обучения нейросетей без их согласия

Как художники защищают свои картины от искусственного интеллекта?

Inc.
Для чего нужен «лосиный тест» и как он помог Toyota? Для чего нужен «лосиный тест» и как он помог Toyota?

Из всех существующих автомобильных испытаний, наиболее известен «тест лося»

4x4 Club
Открыть в приложении