Высокая гибкость без «длинной воли»: как помочь подростку найти свое призвание
Поколения нулевых и десятых (также известные как зумеры и Альфа) все чаще отказываются от привычных принципов собственного развития: они не готовы работать «долго и упорно ради стабильности», их траектория — «быстро и не важно как, ради успеха». О том, как работать с молодыми поколениями и помогать им ставить цели, рассказывает Екатерина Лукша, руководитель методологического отдела Всероссийского движения «Вдохновители», которое помогает мотивировать подростков на поиск собственного пути.
Поиск призвания и неумение сделать первый шаг
Привычный паттерн поведения как «Я выбрал профессию, вкалываю с утра до вечера, зарабатываю деньги и ставлю цели» — уходит. У поколения нулевых (также известных как поколение зумеров — термин, используемый в социологии для поколения людей, родившихся примерно с 1997 по 2012 год. — Forbes Life) в том числе есть большой интерес к экологической компоненте в их деятельности, когда работа начинает приносить удовольствие. У них много внимания на себя, фокус на свое состояние, на интересы и возможности. Это приводит к тому, что молодые люди начинают тщательно выбирать. Причем поколение нулевых, представители которого выходят или уже вышли на работу, выбирают по-особенному. Теперь они больше склонны к прощупыванию среды, пониманию своей миссии и призвания. Истории о том, что работа — это ежедневный труд ради какого-то блага для себя и своей семьи — уже нет. Но нет и долгосрочных стратегий: «А зачем я все это делаю?». В массе своей есть интерес реализовывать текущие желания, быстрые потребности, интересы в моменте, возможность, с одной стороны — заработать, с другой — комфортно жить, с третьей — реализовывать потребности в развитии и позиционировании себя здесь и сейчас.
Совершенно иное отношение к самореализации и заработку — у поколения Альфа (термин, применяемый в мире для поколения людей, родившихся примерно с начала — середины 2010-х годов по середину 2020-х годов. — Forbes Life). Среди их сверстников стали появляться те, кто уже имеют заработок: реселлеры, стримеры, тик-токеры и другие обладатели быстрого капитала. Стало естественным, что о заработке уже задумываются даже первоклассники. Они пытаются понять и осознать все, на чем можно заработать. И при этом их история — не про работу, а про обеспечение себя необходимым ресурсом, потому что слово «работа» они не воспринимают как должность, обязанности, набор навыков и т. д. Они смотрят на это как на: «О! У меня вот это получается, это нравится мне и, кажется, будет нравиться другим, значит на этом можно зарабатывать».
Если раньше люди разделяли работу, хобби и призвание, то зумеры и Альфа хотят соединить все в одном. В противном случае, они не стремятся выходить в заработок вообще. Сейчас запрос другой — как можно быстрее начать действовать, реализуя себя в удовольствии со своим интересом и зарабатывая на этом деньги. Это подтверждают наши исследования. Например, 74,6% подростков уже имели опыт самостоятельного заработка, а 50,4% из них заработали первые деньги в промежутке от 11 до 14 лет.
Важно понимать: эти поколения выросли в достатке. Поэтому шаг из той комфортной среды, где за них кто-то берет ответственность, до шага, где я сам могу и хочу что-либо делать — вот это как раз одна из западающих частей. Мы получаем ребят совершенно с другой заряженной логикой на то, как им двигаться в жизни дальше. У них большая потребность на самостоятельность, на поиск того, что им важно. Но при этом отсутствует среда и навыки, позволяющие первый шаг.
Сложно говорить, что это выученная беспомощность, но это так. За них очень много решали, а не помогали формировать личную позицию. Но по мнению 72% школьников их родители недостаточно ориентируются в многообразии современных специальностей, в связи с чем большинство учащихся (64%) рассказали, что нуждаются в помощи при выборе будущей специальности, об этом говорят данные совместного опроса Центра социологических исследований молодежи «14-35» и Всероссийского движения «Вдохновители». В итоге — это «взрослые» подростки, которые до 25-30 лет могут не попробовать себя ни в одну из сфер, потому что им все время дают готовое решение, которое часто не совпадает с их собственными желаниями.
Проблемы, которые изменят нас: гибкость без умения преодолевать
Не стоит думать, что такие изменения в мышлении юного поколения пройдут для нас незамеченными. С одной стороны, у поколения нулевых и Альфы очень высокая гибкость и ориентированность на себя. С другой стороны, у них нет так называемой «длинной воли». Это то, что характеризует, например, предыдущие поколения: достижение, дохождение до вершины, ожидание результата на длительном промежутке. Такие критерии позволяют запускать большие системные изменения, долгосрочные программы. А гибкость современного молодого поколения приводит к тому, что там, где нужно приложить усилия и находиться какое-то время в зоне дискомфорта, где нужно ставить себе задачи на развитие, вот этого, к сожалению, у них нет.