Время играть в камни. Почему китайская Го стала так популярна среди российских политиков и бизнесменов
Китайская игра Го, в которую играет вся азиатская элита, набирает популярность в кругах российских бизнесменов и чиновников. Оказывается, она помогает не только наладить связь между Востоком и Западом, но и решать конкретные проблемы — в бизнесе и жизни. Мастер Го Михаил Емельянов объясняет, как это работает
Британский писатель Киплинг как-то заметил: «Запад есть Запад, Восток есть Восток — им не сойтись никогда. До самых последних дней Земли, до Страшного Суда». Перефразируя Киплинга, для европейцев восток — дело тонкое и загадочное, они с трудом могут понять, как коммуницировать с людьми востока. Между тем, мир постепенно меняется, культуры сближаются — и коммуницировать необходимо.
Россия, объявив о сближении с Китаем в сфере экономики и бизнеса, начинает постигать эту страну с более близких к ней регионов, где ментальность русских и китайцев может быть относительно схожа благодаря территориальной близости. Но по складу характера и нормам общения русские — все-таки европейцы. Наш культурный код одинаково близок американцам, европейцам и австралийцам. Именно поэтому восток нам кажется непонятным в своей сущности. В итоге культуру Японии, политику Китая и деловые обычаи Кореи мы принимаем как есть, совершенно не подвергая анализу традиции, существующие дольше, чем все наши государства и страны. Хотя известно, что тот, кто хочет «познать душу» своего собеседника (бизнесмена, политика или художника — неважно) обязан взглянуть на мир глазами сидящего напротив. Примечательно, что то, что европейцы называют точкой зрения (point of view), жители востока связывают с определенным иероглифом, подразумевающим чужой взгляд на предмет, но не опасный, а несущий в себе скрытую от тебя информацию.
В сокровищнице китайской стратегический философии есть особая жемчужина — игра Го (или «вэйци»). Название игры означает «окружать камнями». Генри Киссинджер в свой книге «О Китае» рассматривает Го как один из ключевых факторов, определяющих мировоззрение человека Востока.
Если шахматы — игра за решительную победу, то Го — игра затяжной кампании. Здесь невозможна тотальная победа, когда одному игроку достается все. Го учит искусству стратегического окружения и превосходства. Раньше в нее учились играть императоры, а сегодня это игра президентов и важный элемент делового общения азиатских элит. В Го играют председатель КНР Си Цзиньпин, президент Южной Кореи Мун Чже Ин, политики и руководители крупнейших компаний, таких как Alibaba, CITIC, Huawei, Toyota, Samsung, Xiaomi. Основатель Alibaba Джек Ма говорил: «Принципы, которые я постиг в Го, заложили успех моего бизнеса».
На Западе о загадочной «игре в камни» многие впервые узнали из новостей о победе искусственного интеллекта AlphaGo над чемпионом мира Ли Седолем в 2016 году. Победа разработанной в Google машины над азиатским мастером стала символической точкой отсчета новой эпохи в развитии искусственного интеллекта. Авторитет Го в странах Азии настолько велик, что в Китае, Корее и Японии правительства немедленно выделили десятки миллиардов долларов на исследования в области искусственного интеллекта. Ведь поражение человека в Го считалось невозможным.