Вопросы, которые изменят жизнь к лучшему: как научиться их формулировать — советы коучей
Умение задавать хорошие вопросы — ценный навык. С его помощью можно заниматься действительно эффективным самоисследованием, а также изучать мышление окружающих. Представляем главу из книги Ольги Рыбиной и Юрия Мурадяна «Делай как коуч» («Пять призм»). В ней авторы делятся правилами формулировки коучинговых вопросов, которые будут полезны каждому, а не только специалистам, как может показаться на первый взгляд.
Умение задавать хорошие вопросы — ценный навык. С его помощью можно заниматься действительно эффективным самоисследованием, а также изучать мышление окружающих. Представляем главу из книги Ольги Рыбиной и Юрия Мурадяна «Делай как коуч» («Пять призм»). В ней авторы делятся правилами формулировки коучинговых вопросов, которые будут полезны каждому, а не только специалистам, как может показаться на первый взгляд.
Представьте, что голова клиента — это клубок ниток, с которым поиграл котенок. Поддержать намерение клиента распутать этот клубок — задача коуча.
Вопросы коуча помогают клиенту понять, что он чувствует в данный момент, чего он хочет на самом деле и как этого достичь.
Каковы же критерии хороших вопросов?
1. Простые, конкретные, понятные
Длинные вопросы сложны для восприятия, их лучше разбивать на короткие и задавать по очереди. В противном случае мозг клиента выберет «удобный» вопрос, который находится в его зоне комфорта.
- Какое решение в данной ситуации будет для тебя наилучшим?
- Какие качества тебе важно приобрести, чтобы прийти к поставленной цели?
- Из какой роли ты хочешь достичь этого результата?
- Как ты сможешь поддержать себя на пути достижения цели?
2. Заданные с конкретной целью
Главная цель вопросов — продвигать клиента к запланированному результату. Вопросы должны расширять осознанность клиента о его потребностях, истинных мотивах поведения, привычных способах реагирования, то есть должны работать на цель клиента, расширять его потенциал, а не удовлетворять любопытство коуча. Не используйте часто вопросы «Почему?». Они могут восприниматься как осуждающие и спровоцировать клиента на то, чтобы оправдываться или защищаться.
3. Открытые
На них нельзя ответить одним словом или «да/нет». Коучи используют такие вопросы, чтобы заглянуть как можно глубже в мышление клиента и узнать как можно больше. Они подразумевают множественные ответы.