Андрей Михайлов: «Эволюция людей похожа на одомашнивание самих себя»
На пороге глобальных изменений, связанных с расцветом искусственного интеллекта, люди уже иначе воспринимают возможности своего тела. С развитием медицинских технологий усиливается тренд на инклюзивность и оптимистичное представление о машине как помощнике человека. Вместе с тем растет ощущение беспомощности и тревоги вокруг все нарастающих скоростей технологического прогресса. О влиянии технологий на человеческие привычки, идеалы красоты и недостижимости бессмертия мы поговорили с футурологом Андреем Михайловым
Ни рыба ни мясо: что в будущем станет пищей для ума
РБК: Прежде чем заглядывать в далекое будущее человека, давайте начнем с чего-то простого, но близкого каждому: например, как изменятся наши пищевые привычки в перспективе десяти лет?
А. М.: Еда становится более разнообразной. Вместе с тем в диете среднестатистического россиянина остается высокая доля сахара и простых углеводов. Мы фактически повторяем путь США и потребляем больше фастфуда, который быстро усваивается, но ведет к алиментарным заболеваниям (болезням, вызванным дефицитом или избытком пищевых веществ. — РБК). Этот тренд у нас закончится где-то к 2030 году. После него начнется движение к более здоровой пище.
РБК: Что произойдет с питанием к середине XXI века?
А. М.: Инновации будут двигаться в сторону повышенной персонализации еды. Хотя в этом плане нам еще далеко до Японии, где уже есть йогурты для людей с Альцгеймером.
В более отдаленной перспективе — добыча белка из насекомых. Это недорогой в производстве нутриент, который хорошо усваивается человеком. Но население не готово к употреблению в пищу насекомых. Как экзотика в ресторанах — пожалуйста. Но как постоянное массовое блюдо у россиян — сомнительно.
К 2040-м годам подоспеют клеточные биотехнологии. Сейчас есть стартапы, которые занимаются выращиванием простых бактериальных культур. Продукты на основе такого сырья в лучшем случае будут выглядеть как холодец. В них нет плотной структуры, это похоже либо на порошок, либо на слизь. Это важная веха для пищевой промышленности — скажем, для пищевых 3D-принтеров, но не финальный продукт потребления.
Наиболее продвинутые стартапы пытаются культивировать заменители, похожие на натуральное мясо. Самые перспективные компании сейчас проводят эксперименты с куриным мясом. Они раньше вышли на рынок, получили больше финансирования, у них более зрелые технологии. Такие стартапы хотят выходить на рынок с большими для себя объемами производства: несколько тонн мяса в год. Но для сравнения: на уровне страны потребляются миллионы тонн мяса в год. Я ставлю на то, что технология разовьется после 2050 года.
При этом в 2023 году вышла статья исследователей из Калифорнийского университета, которые поставили вопрос об экологичности производства клеточных продуктов. Считалось, что животноводство оказывает большую нагрузку на природу, а биореакторы для создания синтетического мяса намного экологичнее. Но исследование Калтеха утверждает, что текущая версия биореакторов совершенно не экологична. Ученые рассмотрели целый производственный цикл, и оказалось, что нагрузка новой технологии на природу еще больше, чем в традиционном животноводстве. Вопрос экологичности синтетического мяса из биореакторов остается спорным. Необходимы дальнейшие исследования.
Высокие и успешные: когда слабость будет сильной чертой
РБК: А как будут меняться идеалы красоты?
А. М.: Какого-то единого канона красоты не будет. Скорее, мы увидим всплеск субкультур, каждая из которых декларирует свой идеал.
Но есть Голливуд, и он диктует свои идеалы красоты. Проведено исследование, которое показывает, как менялось лицо ведущих голливудских актеров на протяжении XX века. Оказалось, что мужские лица приобретают все более плавные черты. И это значит, что наблюдается феминизация мужской внешности. И это можно понять: доля физического труда в обществе падает, а умственного — растет.
Также идеал красоты плавно смещается к людям более высоким и стройным. Есть исследования, подтверждающие, что высокие люди более успешны. Ученые провели лонгитюдное исследование (длительное изучение человека или группы людей. — РБК) и выяснили, что у высоких людей с тонкими чертами лица выше заработная плата. И если немного спекулятивно транслировать это на половой отбор, то, скорее всего, женщины предпочитают таких мужчин и от них рожают детей. Соответственно, в популяции становится все больше людей такого типа.