Вопрос на $32 млрд: зачем Владимир Путин опять ездил в Минск
«Это дорогого стоит», — прокомментировал визит российского руководства в Минск президент Белоруссии Александр Лукашенко. Что обсуждали за закрытыми дверями два президента, и как Китай может ускорить появление полноценной российско-белорусской границы
Состоявшееся в Минске заседание Высшего Государственного совета Союзного государства было необычным сразу по нескольким причинам. Это редкий случай, когда ради поездки в Минск все высшее руководство России покинуло страну: в делегации помимо Путина были премьер Дмитрий Медведев, председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко и спикер Госдумы Вячеслав Володин. «Вы знаете, это дорогого стоит — наверное, нигде, ни в какую страну все высшее руководство России вот так не приезжает, как в Беларусь. Мы это ценим, Владимир Владимирович», — расчувствовался Лукашенко.
Интрига состояла и в том, что это был третья зарубежная поездка Путина после его переизбрания: традиционно — после выборов в 2000 году, 2004 году и 2012 годах — Минск значился первой зарубежной поездкой российского президента. Возможно, это свидетельство об изменении динамики отношений. Всего же с 2000 года президент России посещал Белоруссию 22 раза. Встреча между президентами шла за закрытыми дверями. Встречи «с глазу на глаз» нужны, чтобы обсудить чувствительные вопросы, пояснил по ее итогам Лукашенко. Что происходит в отношениях двух стран и почему разлад в спорах между Москвой и Минском все чаще становится публичным?
Союзное государство
Главным достижением интеграции России и Белоруссии стало создание равных прав для граждан обеих стран на социальное обеспечение, участие в хозяйственной деятельности, получение образования, трудоустройство, оплату труда, предоставление медицинской помощи, развитие сотрудничества в сфере культуры, спорта и туризма. Лукашенко на президентских выборах 1994 года обещал гражданам союз с Россией. В мае 1995 года в республике состоялся референдум, на котором 83% избирателей поддержали экономическую интеграцию с Россией. Вопрос о политической интеграции России и Беларуси никогда на референдум не выносился.
Восьмого декабря 1999 года был подписан договор о создании Союзного государства России и Белоруссии. В течение нескольких лет работала российско-белорусская комиссия по подготовке проекта Конституционного Акта Союзного государства. Многократные попытки выйти на подписание документа не увенчались успехом. Особую сложность вызвали вопросы об органах Союзного государства, их полномочиях и взаимоотношениях, а также проблема разграничения предметов ведения. Союзное государство не является субъектом международного права, не имеет общих органов власти, единых законов, валюты, флага, герба и иных атрибутов государственности. Более корректно было бы говорить о союзе государств, чем о союзном государстве. Не стоит ожидать серьезного углубления интеграции, так как это приведет к утрате части белорусского суверенитета, к чему Минск не готов. Интеграции на равных быть не может ввиду разного масштаба государств. В нынешнем виде Союзное государство представляет собой мифический проект. Бюджет (около 7 млрд рублей в 2018 году) тратится на содержание аппарата с неопределенными полномочиями, поддержку малоэффективных и непрозрачных проектов.
Внешняя политика
Согласно договору, в полномочия Союзного государства входит согласованная внешняя, бюджетная, оборонная политика, денежно-кредитная и налоговая системы, таможенные вопросы, системы энергетики, транспорта и связи. В реальности мы наблюдаем, что в последние годы Россия и Беларусь проводят независимую друг от друга внешнюю и оборонную политику, укрепляют собственное информационное пространство, границу и др.
С 2014 года наблюдается нарастание политических разногласий по многим внешнеполитическим вопросам. Беларусь пытается проводить собственную многовекторную внешнюю политику, которая вступает в противоречие с союзными принципами. Внешнеполитический курс республики в условиях противостояния между Россией и Западом подвергся серьезной коррекции. Результатом такой политики официального Минска стал кризис доверия между двумя партнерами по Союзному государству. На официальных встречах стороны стараются демонстрировать отсутствие каких-либо проблем, но многочисленные факты демонстрируют серьезные расхождения по разным вопросам.