Три рыбки у водопада
Озеро Тана – крупнейший водный резервуар Эфиопии и главный рыболовный регион страны. Но сюда стоит поехать не только ради рыбалки и местных рыбных блюд. В основном туристы устремляются в город Баар‑Дар, расположенный на берегу озера, чтобы увидеть исток Голубого Нила и одноименный водопад – второй по высоте в Африке
В августе в Аддис-Абебе беспрерывно лил дождь. Причем не какой-то освежающий дождик или теплый короткий тропический ливень, а настоящий небесный поток. Наконец-то я ощутила на себе то, что называют «стеной дождя»: видимость на улице не дальше метра, а китайский зонтик, купленный в коммерческой палатке, минут через десять начинает с шумом ломаться, превращаясь в метелку из гнутых спиц и ошметков ткани. Приходилось покупать сразу несколько, про запас. Словно в издевательство, большинство кафе, ресторанов, музеев и прочих присутственных мест внутри было обклеено выцветшими плакатами, гласившими: «Эфиопия – 13 месяцев солнца».
Мне это надоело, и, дождавшись короткого перерыва между потопами, я отправилась в «Хилтон». Тому были две причины. Во-первых, в лобби отеля было кафе с единственным приличным вай-фаем. Во-вторых, там же находилось турагентство, которое должно было помочь мне уехать прочь из столицы.
Быры в пакете
Правда, сразу возникли сложности. У входа в отель дорогу мне загородил швейцар в шикарной ливрее. Он не сказал ни слова, но посмотрел так выразительно, что и мне пришлось оглядеться. На левой стороне брюк подсыхал бурый след – после того, как я неудачно поскользнулась на банановой кожуре на улице Китайско-Эфиопской дружбы. Куртка вся была покрыта черными пятнами – это грязь, полетевшая из-под колес автомобиля, ухнувшего в выбоину на Африка-авеню. В таком виде в «Хилтон» определенно не пускают. Я уже было смирилась, что придется ехать домой переодеваться, как швейцар извлек откуда-то целый набор скребков и щеток и невозмутимо счистил с моей одежды следы городской жизнедеятельности. Судя по уверенным движениям, ему это приходилось проделывать не раз за день.
– Так куда вы хотите поехать? – спросил улыбающийся турагент. На стене за ним, естественно, красовался неизменный плакат про 13 месяцев солнца.
– Куда угодно, только сегодня.
– Смотрите, у нас набирается экскурсия в земли хаммер и мурси в конце недели. Но если вы хотите сегодня, то можно арендовать джип с водителем. Правда, получится очень дорого.
– А если подешевле? И без экскурсии?
– Посмотрим, куда можно улететь, – он опять защелкал по клавишам. – Есть билет на сегодняшний вечер в Баар-Дар. Это на озере Тана. Там очень красиво. И гостиница есть недорогая. Правда, неизвестно, вылетит ли самолет из-за дождя.
– Из-за дождя, который идет здесь, или из-за дождя, который идет там? – уточнила я.
– Везде! – рассмеялся он. – В Эфиопии сейчас сезон дождей. Приезжайте лучше в декабре.
На предательский плакат он даже ни разу не оглянулся.
Времени до самолета оставалось совсем немного. Едва успеть доехать до дома, собрать вещи, упаковать наличные быры в плотный полиэтиленовый пакет (местные купюры совсем не переносят воду и превращаются в волокнистые тряпочки) и позвонить знакомому таксисту Алексу, чтобы отвез в аэропорт. Алекс, конечно, обиделся, что я воспользовалась услугами какого-то агента, а не его личными связями («Мой брат бы сам тебя к мурси на джипе отвез задешево!»), но сказал, что в Баар-Даре у него тоже есть кузен – и он с удовольствием будет моим личным гидом.
Несмотря на опасения агента, маленький «Фоккер-50» взлетел точно по расписанию и благополучно приземлился в Баар-Даре. Как ни странно, в городе не было дождя. Не было его и на следующее утро, что подстегивало желание немедленно покинуть гостеприимный отель-бунгало. Тут, как по заказу, позвонил обещанный Алексом кузен Иоганнес с вопросом – куда бы я хотела отправиться.
Стычка с бегемотом
Некоторый план у меня уже был. Воспользовавшись пятизвездочным вай-фаем, я немного почитала про Баар-Дар. Главные достопримечательности города – это озеро Тана, являющееся истоком Голубого Нила, а также местные напитки: сладкое вино «тадж» и непастеризованное пиво «телла», сваренное из сорго. Напитки, пожалуй, стоило оставить на вечер, а начать с озера. Оно является крупнейшим водоемом в стране, кроме того, в нем не водятся ни змеи, ни крокодилы, зато обитает три вида вкусной рыбы: нильская тилапия, лещевидный брабус и африканский клариевый сом.
Почему-то в Эфиопии рыбу не особо жалуют. Даже в постные дни амхарцы, исповедующие абиссинское православие, едят в основном гороховую или фасолевую «ширу», чечевичный «миссир уот», а также прочие блюда из тушеных бобовых, а рыбные блюда совсем игнорируют. Возможно, дело в том, что ее трудно перевозить и хранить, но на берегах озера Тана рыбная культура должна быть хорошо развита. Поэтому я спросила Иоганнеса, может ли он организовать мне рыбалку на озере.