Игорь Горьков
Генеральный директор Nexign привел компанию в число крупнейших IT-бизнесов России! 30 лет назад они сделали первую биллинговую систему в стране для первого российского мобильного оператора, и с тех пор инновации nexign стабильно опережают (и определяют!) будущее. на технологических решениях работает связь в 14 странах по всей планете, в десятке офисов трудится 2000 сотрудников, а команда под руководством Горькова работает над Universal Digital BillinG — стандартом мирового класса, который обещает прославить отечественную IT-отрасль.
Как 30 лет делать успешный бизнес в IT (и в России!)
Наша компания Nexign 30 лет делает биллинговые системы. Что это такое? Если совсем просто, то они ведут балансы клиентов мобильных операторов, рассылают счета за услуги, определяют цену звонков, трафика и так далее. Операторам всегда нужны новые сервисы и продукты, и мы помогаем IT-системам их реализовывать. В 1992 году мы назывались «Петер-Сервис» и разработали первую в России биллинговую систему для первого в стране оператора сотовой связи «Дельта Телеком». В 2022-м Nexign ведет дела в 14 странах, у нас 9 офисов от Латинской Америки до Дальнего Востока, 1800 сотрудников и 120 проектов в портфолио: на наших решениях работают (и говорят!) в Казахстане и Узбекистане, на Кипре и в Доминикане. Биллинговые системы сложные, их строят сотни человек на десятилетия, так что 120 кейсов за 30 лет — отличная статистика.
Как 30 лет успешно делать бизнес в такой турбулентной области, как IT? Сам задаюсь этим вопросом. Не хочется приписывать это случаю, так что верю — во многом дело в том, что мы концентрируемся на одной сфере. Поэтому профессионалы, те, кто искренне ею увлечен, работают именно у нас, и происходит эдакая возгонка людей, их талантов и умов. Это создает коллектив и настроение, которое его цементирует. А чтобы этот груз не тянул назад, нужно все время меняться. Такой вот парадокс: залог успеха — постоянство и перемены. Между ними нужен здоровый баланс, а это только путь проб и ошибок.
Едва ли можно прописать план, как компании просуществовать лет 30 или 100. Я проработал в Nexign 20 лет, но не подряд, а суммарно, потому как несколько раз уходил, — это к вопросу о долговечности планов. Почему вернулся? Потому что Nexign умеет мотивировать. У дизайнера Артемия Лебедева есть плакат: «Как себя мотивировать что-то делать? Да никак, оставайтесь (на дне)». (Смеется.) Если организация не стремится быть привлекательной, к ней никто не придет.
Как развивается рынок программистов
Конкурировать на нашем рынке было сложно всегда. В 2019 году Nexign наняла 1 000 специалистов, и, помнится, я говорил: если придется строить для них бассейны на крыше — не вопрос. Не пришлось, но своя видовая терраса у нас в бизнес-центре «Смоленский» есть. Крутой офис — давно маст-хэв, в ковид мы доплачивали за оборудование рабочего места дома. Компенсационный пакет дает сотруднику возможность потратить деньги на то, что компания считает правильным. Но на самом деле многие предпочли бы его получать деньгами. У нас есть «кафетерий» — сумма, которой можно оплатить бассейн, фитнес или отпуск. Но не айфон: считаю, его покупка не то, в чем нужна помощь работодателя. Раз в квартал у нас проходит all hands, сбор подразделений. Я говорю о стратегических вещах, потом команда управления, затем отвечаем на вопросы. Угадайте, что спрашивают чаще всего? Когда же можно будет потратить «кафетерий» на айфон! (Смеется.)
Кадров на IT-рынке недостаточно, и в ближайшее время это не изменится. Особенно в России, потому что подготовка здесь не как, скажем, в Индии, где университеты выпускают программистов миллионами. На дефицит у нас работает и то, что спрос в последние годы рос гораздо быстрее предложения, так как в сторону диджитализации бизнеса пошел реальный сектор экономики — финансы, торговля, все, для кого IT является обслуживающей отраслью.
Если говорить про тренды, то рынок очень изменился с удаленкой. Компании осознали, что им все равно, где находится сотрудник, и стали нанимать глобально, по крайней мере в рамках страны. Как результат, выровнялись зарплаты: профи из Москвы может уехать в Саратов, в глушь, и получать сравнимые деньги.