Торг уместен
Удар молотка — и абстрактный «Шедевр» за миллионы долларов уходит к новому счастливому обладателю. Как образуются такие цены на произведения современного искусства? «Вокруг света» заглянул за кулисы аукциона Christie’s в Нью-Йорке
Ана Мария Сэлис
Старший специалист и глава вечерних аукционов отдела послевоенного и современного искусства аукционного дома Christie’s.
Родилась в 1985 году в Каракасе (Венесуэла).
В 2008-м окончила Нью-Йоркский университет, получив степень бакалавра истории искусств и латиноамериканских исследований.
C 2008 по 2013 год занимала пост главы дневных аукционов по современному искусству в аукционном доме Sotheby’s. В Christie’s работает с 2013 года. В обязанности Аны Марии входит поддержание контактов с клиентами из Северной и Южной Америки, организация торгов и предаукционных выставок, прием ставок по телефону во время вечерних аукционов. Участвовала в организации и проведении нескольких торгов Christie’s, побивших мировой аукционный рекорд.
Ана Мария, давайте уточним, что же такое современное искусство?
К современному искусству (contemporary art) относятся произведения, созданные ныне живущими и творящими художниками. Началом этого периода принято считать 1970-е годы. Так называемое модернистское искусство (modern art) охватывает весь предшествующий период с 1880-х годов, когда сформировался импрессионизм. Что касается нашего отдела в Christie’s, помимо современного мы имеем дело с послевоенным искусством, то есть с работами, созданными в 1945–1970 годах.
На основании чего аукционный дом решает, является конкретная работа произведением искусства или нет?
Мы этого не решаем, нас интересуют только те работы, которые ранее уже были признаны произведениями искусства и доказали свою «финансовую состоятельность». Аукционный дом — это вторичный рынок, на котором художественные объекты перепродаются. А впервые оцениваются и продаются они галереями и арт-дилерами.
Значит, то, что хорошо для галереи, будет хорошо и для аукционного дома?
Не совсем. Наш подход к искусству подчас сильно отличается от подхода галериста. Последнему, например, может быть интересна очень ранняя или нетипичная работа художника. Мы, конечно, способны оценить историческую значимость такого произведения, однако если в прошлом похожие работы не продавались по высокой цене, то в качестве лота оно нам может не подойти. Нашему клиенту скорее захочется приобрести работу, выполненную в традиционном для художника стиле. Другое дело, когда речь идет о коллекционере, который собирает произведения именно этого художника.
Петля времени
Что лично вам нравится в современном искусстве?
Я воспринимаю его как очень живое, связанное с происходящим «здесь и сейчас», с понятным мне контекстом. Например, художник написал картину десять лет назад, и мне кажется, что я могу увидеть в ней себя. Меня вообще привлекает идея коллекционирования работ художников, творивших в то время, которое я в состоянии почувствовать, с которым могу себя соотнести.
Всегда ли для понимания современного искусства так важен контекст?
Контекст, безусловно, важен, но прежде всего надо просто «пообщаться» с произведением искусства один на один, почувствовать его нутром: трогает оно вас или нет? Бывает даже, что картина не нравится, но что-то вас в ней зацепило, и тогда стоит узнать о ней больше. Нередко работы художников содержат отсылки к другим произведениям искусства, о которых вы можете и не знать, что еще больше затрудняет процесс понимания. Значит, надо найти информацию о творчестве этого автора, узнать, что вдохновило его на создание той или иной работы, посмотреть еще какие-то его произведения. Ведь ни одно явление не существует в отрыве от других.
Часто ли вам приходится разъяснять клиентам смысл произведений современных художников?
Конечно. Взять, например, Сая Твомбли: это один из моих любимых художников, и в то же время именно его работы вызывают у наших клиентов наибольшее недоумение. «Мой ребенок тоже такие закорючки способен нарисовать!» — иногда говорят они. И тогда я рассказываю, насколько сложно творчество Твомбли, объясняю, что его «каракули» и «закорючки» на самом деле пронизаны смыслом.
И каким же?
Например, на протяжении всей своей творческой карьеры Твомбли использовал мотив петли. С помощью повторяющихся петельных «каракулей» он пытался передать единое и не-прерывное энергетическое поле. В 2003 году, вскоре после вторжения США в Ирак, Твомбли начал работать над серией картин «Бахус». На огромные полотна при помощи кисти, прикрепленной к шесту, художник наносил грубые спиралевидные мазки ярко-красной краски, позволяя ее струйкам свободно стекать с полотна. Как вино... или кровь. Это творчество не ребенка, а гения. Так что я бы советовала посетителям выставок больше узнавать о непонятном произведении искусства, вместо того чтобы отворачиваться от него. Да и вообще, раз существуют люди, которые с удовольствием повесят эту картину на стену, значит, в ней что-то есть.
Художник Марсель Дюшан предложил следующий принцип восприятия искусства: если сам художник решил, что его работа — произведение искусства, значит, так оно и есть…