Как образуются космические цены на произведения современного искусства

Вокруг светаКультура

Торг уместен

Удар молотка — и абстрактный «Шедевр» за миллионы долларов уходит к новому счастливому обладателю. Как образуются такие цены на произведения современного искусства? «Вокруг света» заглянул за кулисы аукциона Christie’s в Нью-Йорке

Текст Елена Фомина-Синглетерри

0:00 /
1172.195

Ана Мария Сэлис

Старший специалист и глава вечерних аукционов отдела послевоенного и современного искусства аукционного дома Christie’s.

Родилась в 1985 году в Каракасе (Венесуэла).

В 2008-м окончила Нью-Йоркский университет, получив степень бакалавра истории искусств и латиноамериканских исследований.

C 2008 по 2013 год занимала пост главы дневных аукционов по современному искусству в аукционном доме Sotheby’s. В Christie’s работает с 2013 года. В обязанности Аны Марии входит поддержание контактов с клиентами из Северной и Южной Америки, организация торгов и предаукционных выставок, прием ставок по телефону во время вечерних аукционов. Участвовала в организации и проведении нескольких торгов Christie’s, побивших мировой аукционный рекорд.

Ана Мария, давайте уточним, что же такое современное искусство?

К современному искусству (contemporary art) относятся произведения, созданные ныне живущими и творящими художниками. Началом этого периода принято считать 1970-е годы. Так называемое модернистское искусство (modern art) охватывает весь предшествующий период с 1880-х годов, когда сформировался импрессионизм. Что касается нашего отдела в Christie’s, помимо современного мы имеем дело с послевоенным искусством, то есть с работами, созданными в 1945–1970 годах.

На основании чего аукционный дом решает, является конкретная работа произведением искусства или нет?

Мы этого не решаем, нас интересуют только те работы, которые ранее уже были признаны произведениями искусства и доказали свою «финансовую состоятельность». Аукционный дом — это вторичный рынок, на котором художественные объекты перепродаются. А впервые оцениваются и продаются они галереями и арт-дилерами.

Значит, то, что хорошо для галереи, будет хорошо и для аукционного дома?

Не совсем. Наш подход к искусству подчас сильно отличается от подхода галериста. Последнему, например, может быть интересна очень ранняя или нетипичная работа художника. Мы, конечно, способны оценить историческую значимость такого произведения, однако если в прошлом похожие работы не продавались по высокой цене, то в качестве лота оно нам может не подойти. Нашему клиенту скорее захочется приобрести работу, выполненную в традиционном для художника стиле. Другое дело, когда речь идет о коллекционере, который собирает произведения именно этого художника.

Петля времени

Что лично вам нравится в современном искусстве?

Я воспринимаю его как очень живое, связанное с происходящим «здесь и сейчас», с понятным мне контекстом. Например, художник написал картину десять лет назад, и мне кажется, что я могу увидеть в ней себя. Меня вообще привлекает идея коллекционирования работ художников, творивших в то время, которое я в состоянии почувствовать, с которым могу себя соотнести.

Всегда ли для понимания современного искусства так важен контекст?

Контекст, безусловно, важен, но прежде всего надо просто «пообщаться» с произведением искусства один на один, почувствовать его нутром: трогает оно вас или нет? Бывает даже, что картина не нравится, но что-то вас в ней зацепило, и тогда стоит узнать о ней больше. Нередко работы художников содержат отсылки к другим произведениям искусства, о которых вы можете и не знать, что еще больше затрудняет процесс понимания. Значит, надо найти информацию о творчестве этого автора, узнать, что вдохновило его на создание той или иной работы, посмотреть еще какие-то его произведения. Ведь ни одно явление не существует в отрыве от других.

Часто ли вам приходится разъяснять клиентам смысл произведений современных художников?

Конечно. Взять, например, Сая Твомбли: это один из моих любимых художников, и в то же время именно его работы вызывают у наших клиентов наибольшее недоумение. «Мой ребенок тоже такие закорючки способен нарисовать!» — иногда говорят они. И тогда я рассказываю, насколько сложно творчество Твомбли, объясняю, что его «каракули» и «закорючки» на самом деле пронизаны смыслом.

И каким же?

Например, на протяжении всей своей творческой карьеры Твомбли использовал мотив петли. С помощью повторяющихся петельных «каракулей» он пытался передать единое и не-прерывное энергетическое поле. В 2003 году, вскоре после вторжения США в Ирак, Твомбли начал работать над серией картин «Бахус». На огромные полотна при помощи кисти, прикрепленной к шесту, художник наносил грубые спиралевидные мазки ярко-красной краски, позволяя ее струйкам свободно стекать с полотна. Как вино... или кровь. Это творчество не ребенка, а гения. Так что я бы советовала посетителям выставок больше узнавать о непонятном произведении искусства, вместо того чтобы отворачиваться от него. Да и вообще, раз существуют люди, которые с удовольствием повесят эту картину на стену, значит, в ней что-то есть.

Художник Марсель Дюшан предложил следующий принцип восприятия искусства: если сам художник решил, что его работа — произведение искусства, значит, так оно и есть…

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Художник и знаток Художник и знаток

Как художники Возрождения помогали ученым, а порой и опережали их в изысканиях

Вокруг света
Пополнение в клубе Пополнение в клубе

Муза купеподобных кроссоверов добралась до Porsche и до Audi

Quattroruote
Плетущие судьбы Плетущие судьбы

Послания, зашифрованные в орнаментах и узорах России

Вокруг света
Гонки на пляже и сафари с жирафами Гонки на пляже и сафари с жирафами

Гонки на пляже и сафари с жирафами

АвтоМир
Что будет в небе после МКС Что будет в небе после МКС

Через пять лет над Землёй будут работать станции разных стран, а не одна МКС

Монокль
Красная и белая: сколько люди готовы заплатить за рыбу Красная и белая: сколько люди готовы заплатить за рыбу

Из «социальных» рыбных продуктов остаются только консервы

Forbes
Автозавтра: какими станут машины через пять лет? А через десять? Автозавтра: какими станут машины через пять лет? А через десять?

Гид по будущему автопрома

Популярная механика
Mazda CX-5: ресурс неизвестен Mazda CX-5: ресурс неизвестен

Запас прочности Mazda CX-5

АвтоМир
Переход на цифровое телевидение: что делать и как подготовиться? Переход на цифровое телевидение: что делать и как подготовиться?

Что делать, если с нового года всех обяжут перейти на цифровое ТВ?

CHIP
Главреда «Медузы» отстранили за домогательства, а потом простили: мнения журналистов Главреда «Медузы» отстранили за домогательства, а потом простили: мнения журналистов

Иван Колпаков сохранил пост главного редактора "Медузы"

Esquire
Надоела жизнь простолюдина? 6 способов жениться на принцессе Надоела жизнь простолюдина? 6 способов жениться на принцессе

Руководство по завоеванию королевы, императрицы, принцессы или дочери президента

Playboy
Всегда смеющийся хрусталь Всегда смеющийся хрусталь

Сияющая парижская квартира руководительницы Baccarat Даниэлы Риккарди

Tatler
“Девушка, которая застряла в паутине” и еще три фильма из Канн, которые нужно смотреть на выходных “Девушка, которая застряла в паутине” и еще три фильма из Канн, которые нужно смотреть на выходных

Рассказываем обо всех премьерах недели

Esquire
Как Леброн Джеймс заработал состояние в $450 млн Как Леброн Джеймс заработал состояние в $450 млн

Формула финансового успеха главной звезды НБА Леброна Джеймса

Forbes
Месяц неопределенности. На чем можно заработать в ноябре Месяц неопределенности. На чем можно заработать в ноябре

Месяц неопределенности. На чем можно заработать в ноябре

Forbes
Как простить отца: личный опыт психолога Как простить отца: личный опыт психолога

Считается, что взрослые дети легче переживают расставание родителей

Psychologies
Обзор Bluetooth-колонки Marshall Kilburn II: нестареющая классика Обзор Bluetooth-колонки Marshall Kilburn II: нестареющая классика

Портативная колонка Marshall Kilburn II

CHIP
Почему мы так нетерпимы к чужому мнению? Почему мы так нетерпимы к чужому мнению?

Откуда у россиян нетерпимость к иной точке зрения

Psychologies
Audi Q5: выбор не очевиден Audi Q5: выбор не очевиден

Запас прочности Audi Q5

АвтоМир
Как научиться уступать? Как научиться уступать?

Как в семейной жизни научиться договариваться и уступать

9 месяцев
5 способов скорректировать поведение подростка 5 способов скорректировать поведение подростка

Подростковый период пугает практически всех родителей

Psychologies
Тест камеры Insta 360 ONE X: обзор на все 360 градусов Тест камеры Insta 360 ONE X: обзор на все 360 градусов

Плюсы, минусы и особенности камеры Insta 360 ONE X

CHIP
Шотландия сказочная: 5 мест из «Гарри Поттера», «Игры престолов» и «Макбета» Шотландия сказочная: 5 мест из «Гарри Поттера», «Игры престолов» и «Макбета»

Если вы хотите почувствовать себя «как в сказке», отправляйтесь в Шотландию

Esquire
Золотые руки. Как Наталия Опалева совмещает множество профессий Золотые руки. Как Наталия Опалева совмещает множество профессий

Как Наталия Опалева открыла частный музей одного художника

Forbes
Тест и обзор ноутбука Lenovo Ideapad 330S-15IKB: почти идеальный недорогой универсал Тест и обзор ноутбука Lenovo Ideapad 330S-15IKB: почти идеальный недорогой универсал

Тест ноутбука Lenovo Ideapad 330S-15IKB: почти идеальный недорогой универсал

CHIP
Познание йоги Познание йоги

Как мы должны использовать йогу, чтобы лучше понять свою созерцательную роль

Yoga Journal
5 костюмов знаменитостей на Хеллоуин, которые оскорбили чувства всех 5 костюмов знаменитостей на Хеллоуин, которые оскорбили чувства всех

Даже карнавальный костюм может погубить репутацию

Maxim
Болезнь мегаполисов: что такое грипп, как с ним бороться и зачем нужны прививки Болезнь мегаполисов: что такое грипп, как с ним бороться и зачем нужны прививки

Болезнь мегаполисов: что такое грипп, как с ним бороться и зачем нужны прививки

Популярная механика
Здоровая эйфория Здоровая эйфория

Для тайцев ЗОЖ не просто модная аббревиатура — это реинкарнация при жизни

Вокруг света
Почему я не умею выбрасывать вещи? Почему я не умею выбрасывать вещи?

Почему нам сложно расставаться с вещами

Psychologies
Открыть в приложении