Сонный сезон
Спать, зарывшись в снег, не шевелиться несколько месяцев — такого человеческому организму не выдержать. А для белой медведицы это обычное дело
Зимняя Арктика пустынна, кругом только снег и лед. Все, кто могли, давно мигрировали к югу и пережидают там самые холодные и голодные месяцы. Оставшиеся зимуют под сугробами. Спит и ждет малышей белая медведица: она нашла партнера еще в апреле-мае, но развитие зародышей задержалось до осени, чтобы потомство появилось в тишине снежной пещеры. Эта «запланированная» беременность завершается к январю; медвежата рождаются куда мельче человеческих малышей — весом около полукилограмма. Но молоко матери, состоящее из жира почти на треть, позволяет им не замерзать и расти. Медвежата выберутся из берлоги только в марте, уже набравшие несколько килограммов и готовые отправиться с матерью на свою первую охоту.
Зима
Способности медведицы спать весь холодный сезон остается лишь позавидовать: для нас это было бы слишком опасно. Выбравшись из-под снега примерно после 130 дней сна, она потеряет не только внушительные запасы жира, но и около 20 % мышечной массы. Мускулы и кости человека за этот срок деградировали бы настолько, что он не смог бы передвигаться. В отличие от нас медведи способны «упражняться» во сне, поддерживая тонус мышц. Наблюдая за животными с помощью тепловизоров, ученые заметили, что отдельные участки тела у них периодически нагреваются, и это указывает на изометрическое напряжение мускулов.
Для защиты костей от деминерализации паращитовидная железа полярных медведей синтезирует особенно активную форму гормона, замедляющего этот процесс. Сердце бьется в несколько раз реже нормы, а кровоток ослабевает настолько, что человеку это грозило бы патологией предсердий и нарушением снабжения тканей. Однако похоже, что клетки медведей лучше наших переносят дефицит кислорода, а для защиты сердца организм вырабатывает кардиопротекторы.
Долгие месяцы медведица не ест, почти не двигается и, как настоящая принцесса, не ходит в туалет. Большинству млекопитающих такое недоступно в принципе: один из основных побочных продуктов белкового обмена, мочевина, токсична для организма, поэтому ее и приходится выводить с водой. Но кишечная микрофлора медведей способна быстро перерабатывать мочевину, заодно производя нужные им аминокислоты. Это позволяет не расходовать бесценную энергию на то, чтобы добывать питьевую воду, растапливая снег собственным теплом. Пока белая медведица остается в спячке, ей хватит воды, которая образуется в процессе утилизации жировых запасов.