Интересные истории о шедеврах Эрмитажа, на которые едут посмотреть со всего мира

EsquireКультура

Виртуальная экскурсия по Эрмитажу: 12 шедевров искусства и истории о них, которые вы не найдете в "Википедии"

Арина Романцевич

0:00 /
1502.946

На прошлой неделе Apple представили 5-часовой фильм-экскурсию по Эрмитажу, снятый одним дублем (что особенно актуально, пока музеи один за другим уходят на карантин до 10 апреля). В фильм вошли более 600 произведений из постоянной экспозиции музея. Esquire выбрал из них 12, поговорил с сотрудниками Эрмитажа — и рассказывает дюжину занимательных историй о шедеврах, посмотреть на которые в Петербург едут со всего мира.

Картина, которую продали, а она вернулась: Лоренцо Лотто, “Семейный портрет” (1523-1524)

Картина "Семейный портрет" Лоренцо Лотто полна загадок: спорят и о ее сюжете (надпись Homo Nunquam — «человек-никогда» — на листке, который мужчина держит в руках, может говорить, что на полотне изображена его умершая жена), и об истории ее нахождения в коллекции Эрмитажа.

Заведующая научно-методическим сектором Ольга Махо: «Эта работа — пример довольно редкого типа двойного портрета. Он не парный, когда у художника заказывают два отдельных портрета, а именно двойной. В последнее время принята довольно определенная точка зрения на то, кто изображен на картине — Антонио Альярди (дипломат, архиепископ. — Esquire) со своей женой Аполлонией Кассотти, потому что головной убор, который мы видим на даме, — это фамильный головной убор Кассотти. Очевидно, этот портрет был заказан супругом после смерти жены, потому что мужское лицо написано более живо, мягко, а женское — сухо (возможно, потому, что оно было написано по зарисовкам). Кроме того, у нее за спиной упавший занавес, что может быть указанием на то, что она уже скончалась».

Об этом полотне, помимо его ценности, известно, что в 1929 году Эрмитаж хотел его продать.

История такова: в 1920–1930-х годах советское правительство решило распродать часть музейных коллекций на Запад. Заняться этим поручили “Антиквариату” — объединению по экспорту и импорту антикварно-художественных вещей, образованному в 1925 году при Наркомате внешней торговли.

Картина Лотто «Портрет супругов» упоминается в списке для экспорта в журнале Особого совещания отдела Картинной галереи государственного Эрмитажа от 24 января 1929 года. Также в рапорте Шмидта (как и журнал, он опубликован в книге “Государственный Эрмитаж. Музейные распродажи. 1928-1929” ) говорится, что картина поступила в запасы Эрмитажа из Гатчинского дворца музея по выбору заведовавшего тогда отделом А. Н. Бенуа в 1920 году. Бенуа в 1926 году устраивал выставку, посвященную итальянской школе, но «Портрет супругов» в нее не включил — он посчитал, что это полотно «недостаточно высоких качеств и неважной сохранности». Так что спустя три года картину решили продать.

Работу оценили в 200 000 рублей (эта цена указана в акте). Картина уехала в Германию на аукцион.

В газете “Сегодня” от июня 1929 года (№ 157) вышла карикатура на эту ситуацию, где изображены Сталин и антиквар:

Сталин: «Мало платите!..» Антиквар: «За краденое всегда платят половину».

“Краденой” работа называлась оттого, что подобные аукционы “грабили” культурное наследие страны — большевики продавали произведения искусства после революции 1917 года.

В той же книге есть комментарий о том, что работа Лотто была продана на аукционе в Берлине за 310 000 марок также в 1929 году — цена возросла в шесть раз по сравнению с эстимейтом, и портрет ушел в одну из парижских галерей, торгующих старым искусством. Однако сейчас работа находится в постоянной экспозиции Эрмитажа.

Как так вышло? Здесь история становится туманной. Скорее всего, картина вернулась в музей в 1931 году в числе других произведений, которые прибыли в 56 ящиках вместе с вещами «Антиквариата». Затем картина упоминается во внутреннем акте Эрмитажа от 29 сентября 1932 года. “Вариантов много: покупатель мог не выкупить лот, но и аукционная фирма могла объявить о продаже, которой не было, чтобы скрасить впечатление от неудачного аукциона. Все могло быть…» — написал о полотне Михаил Борисович Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа.

Роспись, под которую построили дворец: Лоджии Рафаэля в Эрмитаже

Прообразом галереи Лоджии Рафаэля в Эрмитаже послужила знаменитая галерея Ватиканского дворца в Риме, расписанная Рафаэлем. Находятся Лоджии в Новом Эрмитаже — в 1783–1792 годах построенном специально для проекта сооружении по проекту архитектора Джакомо Кваренги.

Юлия Денисова, методист научно-просветительского отдела Эрмитажа: «Про Лоджии Рафаэля нам не нужно строить догадок, потому что Екатерина II все сама рассказала своему репортеру во Франции Мельхиору Гримму, с которым она поддерживала общение в письмах. Она писала, что в один день, когда она проснулась в дурном настроении, в Петербурге была плохая погода и ей казалось, что день принесет несчастья и она умрет, она решила посмотреть на те альбомы с гравюрами, что ей прислали из Рима. Гравюры воспроизводили росписи Лоджии Рафаэля в Ватикане. Екатерина II, посмотрев на эти альбомы, пришла в хорошее расположение духа, ей все понравилось, и она решила, что такие же «божественные росписи» должны быть у нее в Петербурге. Так сложился заказ.

Художники работали прямо в Риме — К. Унтерпергер собрал команду, и далее они копировали уже на месте. Транспортировать работы было нетрудно, так как копии были выполнены на холсте. Когда холсты прибыли в Петербург на кораблях, на месте уже шло строительство: архитектор Джакомо Кваренги приехал в Петербург, уже зная желания Екатерины, так что у него были готовые чертежи Ватиканских лоджий Рафаэля.

Архитектурное решение лоджии немного отличается от оригинального ввиду петербургского климата — холсты помещены на стенах и потолке. Копии, конечно, не на сто процентов повторяют оригинал, но в основном разница состоит в небольших декоративных деталях».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Эстетика срезов: как создавалась «Бриллиантовая рука» Леонида Гайдая Эстетика срезов: как создавалась «Бриллиантовая рука» Леонида Гайдая

Кинокритик рассказывает об истории создания «Бриллиантовой руки»

Esquire
Взглянуть по-новому Взглянуть по-новому

Когда ничего не помогает распахнуть взгляд, в дело вступают пластические хирурги

Собака.ru
Не только японская манга: какие комиксы выпускаются в разных странах и чем они интересны Не только японская манга: какие комиксы выпускаются в разных странах и чем они интересны

Почему истории в картинках стали такими популярными по всему миру?

ТехИнсайдер
Лучший маринад для шашлыка из свинины: проверенные рецепты и лайфхаки Лучший маринад для шашлыка из свинины: проверенные рецепты и лайфхаки

Что может быть лучше сочного мяса на гриле?

Playboy
Исследование: мозг пользователей TikTok работает иначе в рискованных ситуациях Исследование: мозг пользователей TikTok работает иначе в рискованных ситуациях

У пользователей TikTok и Reels возрастает склонность к импульсивным решениям

Inc.
Переспать и выжить: сколько на самом деле нужно спать Переспать и выжить: сколько на самом деле нужно спать

Сколько все-таки нужно спать, и работает ли тут правило “чем больше, тем лучше”

Популярная механика
«Это настоящее безобразие». В ГИБДД требуют у водителей смартфоны «Это настоящее безобразие». В ГИБДД требуют у водителей смартфоны

Требование показать запущенное приложение каршеринга возмущает водителей

РБК
Каменные джунгли Каменные джунгли

Дом из бетона для страстных коллекционеров современного искусства

AD
Владимир Мишуков: «Деньги должны знать свое место» Владимир Мишуков: «Деньги должны знать свое место»

Владимир Мишуков о том, каково это – после перерыва возвращаться в профессию

Grazia
Как мшанки прожили на Земле 500 миллионов лет: секрет долголетия Как мшанки прожили на Земле 500 миллионов лет: секрет долголетия

Какие эволюционные приобретения помогли мшанкам прожить на Земле много лет

Популярная механика
Как покрасить волосы в белый без желтизны: 5 простых шагов до цвета мечты Как покрасить волосы в белый без желтизны: 5 простых шагов до цвета мечты

Платиновый блонд без желтого подтона — реальность, а не сказка

Cosmopolitan
Женское дело Женское дело

В Петербурге пал последний оплот неравноправия и наступил гендерный баланс

Собака.ru
Без границ Без границ

Виктория Исакова умеет быть разной и непредсказуемой

OK!
Минус 100 млрд рублей в неделю и всплеск безработицы: какими могут быть последствия карантина для Москвы Минус 100 млрд рублей в неделю и всплеск безработицы: какими могут быть последствия карантина для Москвы

Неделя карантина в Москве обходится экономике города в 75-112 млрд рублей

Forbes
10 женщин, которые влияют на мировой кинематограф прямо сейчас 10 женщин, которые влияют на мировой кинематограф прямо сейчас

Эти женщины активно отвоевывают себе место под солнцем в мировом кинематографе

Forbes
О хостах и людях: первые впечатления от третьего сезона «Мира Дикого Запада» (без спойлеров) О хостах и людях: первые впечатления от третьего сезона «Мира Дикого Запада» (без спойлеров)

В третьем сезоне «Мира Дикого Запада» местом действия становится Лос-Анджелес

Esquire
Почему поверхность Земли твердая: история планеты Почему поверхность Земли твердая: история планеты

Раньше Земля была суровым и опасным местом

Популярная механика
Что такое «психологический возраст» и надо ли взрослеть? Что такое «психологический возраст» и надо ли взрослеть?

Что такое психологический возраст, каким он бывает и от чего зависит

Psychologies
«Пиноккио, скажи что-нибудь»: каким получился фильм Маттео Гарроне «Пиноккио, скажи что-нибудь»: каким получился фильм Маттео Гарроне

Фильм Маттео Гарроне «Пиноккио» — сказка Карло Коллоди на новый лад

РБК
Космология через триллион лет: какой она будет Космология через триллион лет: какой она будет

Смогут ли ученые в установить, с чего началось наше мироздание

Популярная механика
Запретов нет: личный опыт освоения средиземноморской диеты Запретов нет: личный опыт освоения средиземноморской диеты

Большинство диет предполагает ограничения в питании

Cosmopolitan
Отличить кролика от шиншиллы Отличить кролика от шиншиллы

Научное товароведение как дисциплина

Наука и жизнь
Жизнь на Марксе Жизнь на Марксе

Как сегодня выглядит борьба с капитализмом в сердце Европы

Esquire
Харрисон Форд Харрисон Форд

Правила жизни Харрисона Форда

Esquire
(Не)молодой папа. Как отцовство в зрелом возрасте меняет всю жизнь (Не)молодой папа. Как отцовство в зрелом возрасте меняет всю жизнь

Forbes Life обнаружил примеры нового, осознанного родительства

Forbes
От чего нейросети избавят мир От чего нейросети избавят мир

О каких вещах можно будет забыть в ближайшем будущем благодаря нейросетям?

Популярная механика
Более или менее? Более или менее?

Сколько средств нужно коже для полного счастья

Glamour
Код независимости: как Лукашенко снижает зависимость Белоруссии от России через цифровую экономику Код независимости: как Лукашенко снижает зависимость Белоруссии от России через цифровую экономику

Александр Лукашенко пытается снизить влияние России на Белоруссию

Forbes
Пять женщин-архитекторов, за которыми стоит следить Пять женщин-архитекторов, за которыми стоит следить

Перспективных женщины-архитекторы и их проекты

Forbes
Искусство притворства. Как подготовиться к рабочей онлайн-встрече на карантине Искусство притворства. Как подготовиться к рабочей онлайн-встрече на карантине

Почему к онлайн-встрече с коллегами лучше подготовиться и как это сделать

СНОБ
Открыть в приложении