Виртуальная экскурсия по Эрмитажу: 12 шедевров искусства и истории о них, которые вы не найдете в "Википедии"
На прошлой неделе Apple представили 5-часовой фильм-экскурсию по Эрмитажу, снятый одним дублем (что особенно актуально, пока музеи один за другим уходят на карантин до 10 апреля). В фильм вошли более 600 произведений из постоянной экспозиции музея. Esquire выбрал из них 12, поговорил с сотрудниками Эрмитажа — и рассказывает дюжину занимательных историй о шедеврах, посмотреть на которые в Петербург едут со всего мира.
Картина, которую продали, а она вернулась: Лоренцо Лотто, “Семейный портрет” (1523-1524)
Картина "Семейный портрет" Лоренцо Лотто полна загадок: спорят и о ее сюжете (надпись Homo Nunquam — «человек-никогда» — на листке, который мужчина держит в руках, может говорить, что на полотне изображена его умершая жена), и об истории ее нахождения в коллекции Эрмитажа.
Заведующая научно-методическим сектором Ольга Махо: «Эта работа — пример довольно редкого типа двойного портрета. Он не парный, когда у художника заказывают два отдельных портрета, а именно двойной. В последнее время принята довольно определенная точка зрения на то, кто изображен на картине — Антонио Альярди (дипломат, архиепископ. — Esquire) со своей женой Аполлонией Кассотти, потому что головной убор, который мы видим на даме, — это фамильный головной убор Кассотти. Очевидно, этот портрет был заказан супругом после смерти жены, потому что мужское лицо написано более живо, мягко, а женское — сухо (возможно, потому, что оно было написано по зарисовкам). Кроме того, у нее за спиной упавший занавес, что может быть указанием на то, что она уже скончалась».
Об этом полотне, помимо его ценности, известно, что в 1929 году Эрмитаж хотел его продать.
История такова: в 1920–1930-х годах советское правительство решило распродать часть музейных коллекций на Запад. Заняться этим поручили “Антиквариату” — объединению по экспорту и импорту антикварно-художественных вещей, образованному в 1925 году при Наркомате внешней торговли.
Картина Лотто «Портрет супругов» упоминается в списке для экспорта в журнале Особого совещания отдела Картинной галереи государственного Эрмитажа от 24 января 1929 года. Также в рапорте Шмидта (как и журнал, он опубликован в книге “Государственный Эрмитаж. Музейные распродажи. 1928-1929” ) говорится, что картина поступила в запасы Эрмитажа из Гатчинского дворца музея по выбору заведовавшего тогда отделом А. Н. Бенуа в 1920 году. Бенуа в 1926 году устраивал выставку, посвященную итальянской школе, но «Портрет супругов» в нее не включил — он посчитал, что это полотно «недостаточно высоких качеств и неважной сохранности». Так что спустя три года картину решили продать.
Работу оценили в 200 000 рублей (эта цена указана в акте). Картина уехала в Германию на аукцион.
В газете “Сегодня” от июня 1929 года (№ 157) вышла карикатура на эту ситуацию, где изображены Сталин и антиквар:
Сталин: «Мало платите!..» Антиквар: «За краденое всегда платят половину».
“Краденой” работа называлась оттого, что подобные аукционы “грабили” культурное наследие страны — большевики продавали произведения искусства после революции 1917 года.
В той же книге есть комментарий о том, что работа Лотто была продана на аукционе в Берлине за 310 000 марок также в 1929 году — цена возросла в шесть раз по сравнению с эстимейтом, и портрет ушел в одну из парижских галерей, торгующих старым искусством. Однако сейчас работа находится в постоянной экспозиции Эрмитажа.
Как так вышло? Здесь история становится туманной. Скорее всего, картина вернулась в музей в 1931 году в числе других произведений, которые прибыли в 56 ящиках вместе с вещами «Антиквариата». Затем картина упоминается во внутреннем акте Эрмитажа от 29 сентября 1932 года. “Вариантов много: покупатель мог не выкупить лот, но и аукционная фирма могла объявить о продаже, которой не было, чтобы скрасить впечатление от неудачного аукциона. Все могло быть…» — написал о полотне Михаил Борисович Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа.
Роспись, под которую построили дворец: Лоджии Рафаэля в Эрмитаже
Прообразом галереи Лоджии Рафаэля в Эрмитаже послужила знаменитая галерея Ватиканского дворца в Риме, расписанная Рафаэлем. Находятся Лоджии в Новом Эрмитаже — в 1783–1792 годах построенном специально для проекта сооружении по проекту архитектора Джакомо Кваренги.
Юлия Денисова, методист научно-просветительского отдела Эрмитажа: «Про Лоджии Рафаэля нам не нужно строить догадок, потому что Екатерина II все сама рассказала своему репортеру во Франции Мельхиору Гримму, с которым она поддерживала общение в письмах. Она писала, что в один день, когда она проснулась в дурном настроении, в Петербурге была плохая погода и ей казалось, что день принесет несчастья и она умрет, она решила посмотреть на те альбомы с гравюрами, что ей прислали из Рима. Гравюры воспроизводили росписи Лоджии Рафаэля в Ватикане. Екатерина II, посмотрев на эти альбомы, пришла в хорошее расположение духа, ей все понравилось, и она решила, что такие же «божественные росписи» должны быть у нее в Петербурге. Так сложился заказ.
Художники работали прямо в Риме — К. Унтерпергер собрал команду, и далее они копировали уже на месте. Транспортировать работы было нетрудно, так как копии были выполнены на холсте. Когда холсты прибыли в Петербург на кораблях, на месте уже шло строительство: архитектор Джакомо Кваренги приехал в Петербург, уже зная желания Екатерины, так что у него были готовые чертежи Ватиканских лоджий Рафаэля.
Архитектурное решение лоджии немного отличается от оригинального ввиду петербургского климата — холсты помещены на стенах и потолке. Копии, конечно, не на сто процентов повторяют оригинал, но в основном разница состоит в небольших декоративных деталях».