Виктор Брызгалин: Культура и семейные узы: как они влияют на экономический рост
Говоря о развитии экономики, прежде всего мы имеем в виду крупные производства, финансовые рынки, состояние бизнеса. И мало кто задумывается, что важнейшими составляющими экономической сферы могут быть культура и семейные ценности, характерные для тех или иных стран и регионов, считает Виктор Брызгалин, преподаватель экономического факультета МГУ им. Ломоносова
Когда мы слышим слово «культура», обычно на ум приходят Третьяковка, Большой театр, кокошники, балалайки и прочие историко-художественные объекты. Но экономисты зачастую используют это понятие по-другому: помимо объектов, это ценности и поведенческие установки, которые разделяются большинством людей и медленно меняются во времени.
Почему экономисты стали рассматривать культуру под этим углом? Ответ прост: ни один из рассматриваемых ранее факторов (будь то станки или другой физический капитал, рабочая сила или даже уровень образованности населения) не может полностью объяснить, почему некоторые страны на протяжении многих лет, несмотря ни на что, остаются бедными, а другие — богатыми. Так, ВВП на душу населения Бурунди на 2020 год составил 274 доллара, а Монако — 190 512 долларов (разница в 700 раз!). Как шутят экономисты, «развивающиеся страны — это страны, которые не развиваются».
Культура является одним из кусочков пазла, который помогает объяснить устойчивость различий. В обществах, где ценности и установки способствуют кооперации, а уровень доверия высок, люди чаще будут готовы общаться и осуществлять совместные проекты, несмотря на внешние условия. Так, по грубым оценкам, если бы уровень доверия в России был как в Швеции, ВВП на душу населения в нашей стране был бы