«Цифра» против информации: почему мы не умеем использовать интернет
В начале XXI века постепенно стало ясно, что интернет гораздо больше, чем просто канал распространения информации, гораздо больше, чем новый транспорт для старого контента, и сравнение с автобаном потихоньку отмерло. А вот иллюзия, из которой оно родилось, пристрастие к слову «информационный» по делу и не по делу оказались очень живучи, и местами неожиданно проявляют себя до сих пор. Чем плох словарь, которым мы активно пользуемся при описании интернета, и какие проблемы порождает использование устаревших понятий, объясняет директор по стратегическому маркетингу «Яндекса» Андрей Себрант.
Транспорт или среда
На заре интернета (в 80-е и 90-е годы прошлого века) для его описания часто использовали метафору information superhighway — «информационная супермагистраль». Одной из первых жертв невольной дезинформации с использованием красивых метафор (в первую очередь про супермагистраль) стала пресса. Как раз на рубеже веков у традиционных СМИ стал появляться первый, поначалу вялый, интерес к интернету, и одновременно энтузиасты-стартаперы начали экспериментировать с онлайн-журналистикой. Для многих традиционных издателей интернет представлялся транспортом в самом прямом смысле этого слова.
Мне самому довелось присутствовать в 90-е на совещании в городке Гютерсло в одном из крупнейших медиаконцернов мира (в Гютерсло располагается штаб-квартира немецкого концерна Bertelsmann. — Forbes), где маститые и очень опытные участники сошлись во мнении, что правильно будет использовать интернет для доставки PDF-версии газеты или журнала тем подписчикам, кто мечтает о передовых технологиях. Сайт же издания должен служить только его информационной витриной: там можно оформить подписку (как онлайновую, так и офлайновую), ознакомиться с лучшими авторами, почитать историю журнала — но ни в коем случае не сам журнал. Вариант онлайновой версии собственно изданий был отвергнут единодушно. Все сошлись во мнении, что печатное издание — это сложное произведение, в котором важны и верстка, и типографика, и ясная читателю разбивка на полосы, и тонкая работа бильд-редактора. Все это невозможно передать на экране. И именно поэтому интернет нельзя рассматривать в какой-то иной роли, кроме транспортной, для доставки медиапродукта; магистраль и есть магистраль — по ней газеты возят, на саму газету дорога не влияет.