Новый русский Гарвард. Как создать успешное профессиональное сообщество из тех, кто только учится
«Организации греческих букв» в США и студенческие корпорации в Европе — неотъемлемая часть образования на Западе, которая почти отсутствует в отечественных вузах. Зачем нужны и как создаются новые объединения учащихся в России, рассказывает Григорий Аветов, основатель и CEO образовательной сети Megacampus
Если посмотреть на современное образование с самой верхней точки, то можно увидеть два больших материка: классическое фундаментальное образование и так называемое новое образование, которое развивается в формате edtech. Приходится констатировать, что сегодня российское фундаментальное образование находится не в лучшей форме. Советская школа в свое время была мировым лидером, могла задавать стандарт качества и менять дискурс. В текущем состоянии наше общее образование безнадежно отстает от того, что есть на Западе и в Китае. И не видно, за счет чего этот разрыв можно было бы сократить.
С другой стороны, в области нового образования мы находимся на значительно более выгодных позициях. Пусть российские edtech-компании по совокупной стоимости могут уступать одной лишь Coursera, но по качеству реализации это совершенно другой уровень. Они технологичнее, они более продуманные с точки зрения продукта и его подачи потребителю. И есть все основания полагать, что в ближайшем будущем мы увидим глобальных edtech-игроков, которые созданы предпринимателями с российскими корнями. Так же, как это сейчас происходит в финтехе, достаточно посмотреть на те же Revolut и RobinHood. Основатели Megacampus надеются стать одним из таких игроков, в том числе за счет силы коммьюнити.
Университетские сообщества там и тут
Помните «Социальную сеть» — фильм про историю создания Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) Марком Цукербергом? Марк почти бредил вступлением в один из элитных клубов Гарварда, но это ему так и не удалось. Если верить сюжету фильма, то отсутствие желанного статуса лишь дополнительно мотивировало главного героя на развитие социальной сети для студентов — самого крутого клуба, в котором он сам был бы основателем и директором. Что из этого получилось, мы все знаем, а как и почему объединяются студенты на Западе — не очень.
Вокруг клубов Лиги плюща ходит много легенд вроде той, что отдельные тайные сообщества веками объединяют многих президентов и других влиятельных людей США. Но есть и факты. Во-первых, во многих элитных вузах открыто, без всяких тайн, формируются и поддерживаются сообщества студентов, часто в формате братств и сестринств, каждое со своими правилами и регламентом. Принцип сплочения может быть самый разный: кто-то объединяется ради тусовок, кто-то по профессиональным интересам вокруг учебы, кто-то по принадлежности к социальной группе.