Художественный руководитель театра «Современник» Виктор Рыжаков

СНОБКультура

Виктор Рыжаков. Портрет охотника на снегу

1 октября начал свой 66-й сезон московский театр «Современник». Накануне с художественным руководителем театра Виктором Рыжаковым встретился главный редактор проекта «Сноб» Сергей Николаевич

207b4646c3bb66c5a4685ffe1deba0ec1ca2633930566f6703b804cdcb9338da.jpg
Виктор Рыжаков. Фото: Владимир Яроцкий

У Виктора Рыжакова в кабинете что-то вроде большой фрески от пола до потолка картины Брейгеля «Охотники на снегу». Как он сам мне объяснил, это подарок. Друзья заказали в Италии точную копию картины на специальной ткани. И теперь, когда входишь к Рыжакову в кабинет, первым делом утыкаешься взглядом в зимний пейзаж с зеленым замерзшим прудом, зимним небом и маленькими фигурками людей, скользящими по льду.

Я, конечно, не слишком вглядывался, но мне показалось, что, кроме брейгелевских «Охотников», ничего в бывшем кабинете Галины Волчек сильно не изменилось. Та же мебель, тот же серый нейтральный колер стен, выбранный когда-то невесткой Волчек, известным декоратором-дизайнером Катей Гердт. И тот же черно-белый портрет молодых Галины Борисовны и Олега Ефремова, который здесь был всегда.

На самом деле это довольно странное чувство — приходить в дом, где ты хорошо знал бывших хозяев, где еще ощущается их присутствие, но где своим ходом идет совсем другая новая жизнь, звучат другие голоса, мелькают незнакомые лица. Конечно, прошлое никуда не уходит. Его не спрячешь, не замуруешь, не сдашь в архив, чтобы доставать оттуда только в юбилейные дни.

Виктор Рыжаков. Фото: Владимир Яроцкий
Виктор Рыжаков. Фото: Владимир Яроцкий

Так случилось, что приход Виктора Рыжакова на место худрука «Современника» совпал с долгожданным переездом в только что отремонтированное здание на Чистых прудах и круглой юбилейной датой — 65 лет со дня основания театра. Большие репертуарные и другие планы по проведению юбилейных торжеств, как и полагается, подпортил карантин: от чего-то пришлось вообще отказаться, что-то перенести на более отдаленные сроки. Тем не менее большую выставку «Современник. Начало» в МОММе открыли, документальный проект-оммаж «Вечно живые. История в лицах», посвященный рождению театра, поставили, несколько громких премьер сыграли. Да много еще чего успели. И, конечно же, не обошлось без скандала, попавшего в заголовки главных новостей: спектакль «Современника» «Первый хлеб» по пьесе молодого драматурга Рината Ташимовавдруг оказался в центре пристального внимания Следственного комитета и православной общественности.

f73a6a9a34a985eaa58c202ac05f9abbe8abf109018c0d37022696623d8791e3.jpg
Сцена из спектакля  «Первый хлеб». Фото: Даниил Примак

Театр, который долгие годы умело лавировал между безопасным мейнстримом и откровенной коммерцией, вдруг очутился на заминированной территории современного искусства и новой литературы. Была ли это случайность или роковое стечение обстоятельств? Или это программный и осознанный выбор? Есть ли у самого Виктора Рыжакова враги, заинтересованные в его смещении и намеренно старающиеся накалить ситуацию вокруг «Современника»?

Виктор Анатольевич не из тех людей, кого легко загнать в угол. Да и не было у меня такой цели. Он сидит напротив меня на краю длинного дивана вполоборота. Будто хочет немного отстраниться, уйти от моих слишком настырных и прямых вопросов. Иногда смотрит глазами растерянного водителя, который заехал куда-то не туда и сейчас пытается выбраться. Но при этом я понимаю, что он старается быть максимально искренним.  

В своих спектаклях он постоянно занят поисками единственно точного слова, правильной интонации. Для него всегда невероятно важен сам драматургический текст. Это основа театрального бытия его спектаклей. И все главные его режиссерские удачи связаны именно с новой драматургией, и чаще всего — с пьесами Ивана Вырыпаева, чьим главным интерпретатором он по сегодняшний день и является.  

b4e3d798c95a6a69722ab6e912031ac13f4c98955940000d78061edfd38bb4a9.jpg
Репетиция спектакля «Вечно живые». Фото: Даниил Примак

С любимыми не расставайтесь

Как раз накануне нашей встречи Виктор вернулся из Петербурга с театрального фестиваля «Пять вечеров», посвященного драматургу Александру Володину, фигуре знаковой и в судьбе «Современника», и в истории отечественного театра, и, как выясняется, в жизни самого Рыжакова. Нет, они не были друзьями. Слишком большая разница в возрасте. Но жизнь их свела в начале 90-х, когда еще совсем молодой Рыжаков перед тем, как уехать от своих наставников Яновской и Гинкаса на Камчатку, чтобы попробовать строить первый в своей жизни театр, выбрал для постановки в театре Пушкина знаменитую пьесу Александра Володина «Старшая сестра». Почему-то тогда ему показалось, что из всех именно эта пьеса самая важная на свете.

Но пьеса была тогда уж больно известной, заигранной, как старая виниловая пластинка. И ее захотелось почему-то непременно пересобрать, перевернуть. И перепридумать новый финал, чтобы она снова засверкала, запела всей обжигающей своей пронзительной настоящестью. Сам Володин был не против и согласился начать переписывать пьесу. И даже показалось, что в какой-то момент загорелся этой идеей. В течение месяца Рыжаков почти ежедневно, как на работу, приходил к нему в съемную квартиру на Малой Грузинской (Володин жил тогда в Москве), где повторялся один и тот же ритуал: вначале разговоры обо всем на свете, потом долгие волнующие размышления о давних и недавних событиях жизни. Потом как-то сама собой возникала бутылка водки из недр володинского дивана и следовало неизменное учтивое предложение: «Вы же не будете против?»

Репетиция спектакля «Вечно живые». Фото: Даниил Примак

Рыжаков не отказывался, но и не притрагивался к налитой стопке. Пил Володин один, как всегда, почти не пьянея. Аккурат к двум часам дня заканчивалось содержимое бутылки и время аудиенции. Дальше начинались дела, которые нельзя было ни отложить, ни перенести. И так до следующего раза. «Старшую сестру» они так и не переписали.  

— Если сейчас вы меня спросите, что же рассказывал Володин, я не перескажу, не вспомню. Наверное, у меня так память устроена: никогда не запоминаю рассказываемых историй. Но про что и как он говорил — помню, это ворвалось в мое сердце с неповторимой интонацией Александра Моисеевича. У меня было ощущение, будто в его присутствии я почему-то взрослею или точно как-то меняюсь, становлюсь лучше как будто. Спросите меня, каким он мне запомнился? Мне сразу почему-то вспоминается его нос. Сам Володин хрупкий, подвижный, а нос такой монументальный, основательный. Он буквально притягивал к себе. На самом деле Володин начался для меня даже не с нашей встречи, а много раньше, с гастрольного спектакля Ленинградского театра им. Ленинского комсомола по володинской пьесе «С любимыми не расставайтесь». Главную роль играла Лариса Малеванная. Мне было 13 лет. Это был первый раз в жизни, когда я вдруг без видимой на то причины заплакал. Тогда еще я не только не знал, но даже и не задумывался, кем стану в будущей жизни. Мечтал непременно летать, но на чем и где — тогда было не важно. Наша семья была совсем не артистическая, папа серьезно занимался наукой, мама — студентами. И тем не менее именно тогда что-то оборвалось у меня внутри, чем-то показалось особенным это место, театр. 

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Завтрак с Сократом Завтрак с Сократом

Философия повседневной жизни

kiozk originals
Клеймо «плюс-сайз». Что не так с появлением Джилл Кортлев на обложке российского Vogue Клеймо «плюс-сайз». Что не так с появлением Джилл Кортлев на обложке российского Vogue

В таком контексте дискурс о бодипозитиве выглядит очередным глянцевым лицемерием

СНОБ
Тренировки для шеи: 10 упражнений для снятия боли и для красивой осанки Тренировки для шеи: 10 упражнений для снятия боли и для красивой осанки

Как избавиться от последствий малоподвижного образа жизни с помощью тренировок

РБК
Отеки, усталость, тяжесть: когда и зачем тебе нужен флеболог Отеки, усталость, тяжесть: когда и зачем тебе нужен флеболог

Ты тоже могла сталкиваться с тяжестью в ногах, характерным «гулом», отеками

Cosmopolitan
Почему не стоит покупать маленький SSD: и мы не о свободном месте Почему не стоит покупать маленький SSD: и мы не о свободном месте

Почему не стоит покупать SSD небольшого объема

CHIP
Клин клином вышибают: когда белковая и углеводная диеты могут работать одинаково Клин клином вышибают: когда белковая и углеводная диеты могут работать одинаково

Решение сесть на диету не означает, что ты отныне обречена терпеть муки голода

Cosmopolitan
«Нельзя спрашивать у клиентов, что им нужно». Что говорил о бизнесе Стив Джобс «Нельзя спрашивать у клиентов, что им нужно». Что говорил о бизнесе Стив Джобс

Самые яркие высказывания Джобса о своих деловых принципах

Inc.
Охоту в тропических лесах назвали экологичной альтернативой скотоводству Охоту в тропических лесах назвали экологичной альтернативой скотоводству

Потребление дикого мяса позволяет сократить углеродный след

N+1
Генетики подтвердили родство между Сидящим Быком и его правнуком Генетики подтвердили родство между Сидящим Быком и его правнуком

Генетикам удалось извлечь ДНК из волос индейского вождя Сидящего Быка

N+1
Посмотрите, что делается Посмотрите, что делается

Не секрет и не откровение: в наши дни сериалы — это новый черный

GQ
Екатерина Климова: Если хочешь чего-то большего, сделай это сама Екатерина Климова: Если хочешь чего-то большего, сделай это сама

Екатерина Климова – о семейных буднях, женском счастье и, конечно, о красоте

Добрые советы
Амур и его команда Амур и его команда

Ты готова уважать всё, чем дорожит твой мужчина. Например, его друзей…

Cosmopolitan
Переселение взрослых особей оказалось лучшим способом вернуть орлов на Мальорку Переселение взрослых особей оказалось лучшим способом вернуть орлов на Мальорку

Для восстановления популяций хищных птиц лучше перевозить взрослых особей

N+1
Поднимите нам эко! Поднимите нам эко!

Петербургские бренды косметики наводят мосты с поставщиками натурпродуктов

Собака.ru
Вверх по течению Вверх по течению

Безмятежный интерьер квартиры в пентхаусе московской новостройки

AD
Страховка «без границ» Страховка «без границ»

К 2030 году Россия должна войти в число мировых лидеров по экспорту

РБК
Цифровая смерть: о чем стоит подумать пользователям соцсетей после сбоя Facebook Цифровая смерть: о чем стоит подумать пользователям соцсетей после сбоя Facebook

Привычные нам сервисы могут исчезнуть в любой момент

Forbes
Средневековый вопрос: каким получился фильм «Последняя дуэль» Средневековый вопрос: каким получился фильм «Последняя дуэль»

Зачем «Последней дуэли» переодевать актуальную тему в средневековое платье

РБК
Никита Кукушкин. Актер нового типа Никита Кукушкин. Актер нового типа

Никита Кукушкин: «Сейчас у меня замечательное время. Я собираю камни»

Коллекция. Караван историй
Цифровизация как неизбежность Цифровизация как неизбежность

Какие digital-решения использует агросектор

Агроинвестор
Какие животные умеют петь? Какие животные умеют петь?

Поставленным голосом могут похвастаться даже некоторые грызуны

Популярная механика
Раскрыты характеристики российской многоразовой ракеты с поворотным крылом Раскрыты характеристики российской многоразовой ракеты с поворотным крылом

Российские специалисты рассказали о характеристиках ракеты-носителя «Иркут»

N+1
8 модных приёмов француженок, из-за которых они всегда выглядят шикарно 8 модных приёмов француженок, из-за которых они всегда выглядят шикарно

«Парижский шик» ассоциируется с простыми, но стильными образами француженок

VOICE
Проходят по возрасту Проходят по возрасту

Мода полна противоречий

Grazia
Не Настя, а Амина: Решетова и другие звезды, которые сменили имена Не Настя, а Амина: Решетова и другие звезды, которые сменили имена

10 примеров, когда знаменитости меняли имена

Cosmopolitan
Как правильно хранить резину: с дисками и без (важная инструкция) Как правильно хранить резину: с дисками и без (важная инструкция)

Где нельзя складировать колеса и другие важные правила хранения резины

РБК
«Все думают, он мне изменяет». Женщина рассказала о жизни с мужем-культуристом «Все думают, он мне изменяет». Женщина рассказала о жизни с мужем-культуристом

Алисия МакКарвелл об отношениях с супругом-культуристом

Cosmopolitan
Стыд и спам Стыд и спам

История спама — от банки посредственной ветчины до многомиллионных махинаций

GQ
Как с разных планет Как с разных планет

Ученые и бизнесмены не могут найти общий язык по теме климатических изменений

РБК
«С нуля до профи» «С нуля до профи»

Какие знания и умения необходимы лидеру для проведения ESG-трансформации

РБК
Открыть в приложении