«Оторви и выбрось» — самый недооцененный фильм минувшего «Кинотавра». Это надо срочно исправить
32-й «Кинотавр» завершился победой многих достойных картин, но среди них не было фильма «Оторви и выбрось» Кирилла Соколова. И это повторение той же ошибки, которую российская киноиндустрия уже допустила три года назад, не заметив его дебюта «Папа, сдохни». Тогда в дело вмешались американские критики. В этот раз хочется исправиться без интервенций.
Три года назад полнометражный дебют Кирилла Соколова «Папа, сдохни» незаметно победил на фестивале «Окно в Европу», вызвав у немногих критиков восторг по поводу безупречной формы (как в корейском боевике) и негодование насчет нехватки смыслов (зато их искали в том, что оператор — сын министра Улюкаева). Два года назад случился прокат — и, несмотря на Александра Кузнецова в кадре, на фильм пришло чуть больше 10 тысяч зрителей (у рекордсмена «Холопа» их было 12 миллионов). А год назад во время пандемии черная комедия вышла на иностранных платформах — и вдруг стала сенсацией среди англоязычных критиков. Когда температура на RottenTomatoes поднялась до 100 градусов, а русского дебютанта на Западе стали как-то даже навязчиво сравнивать с Тарантино, Серджо Леоне, Пак Чхан Уком и Мартином Макдоной, начинающего пророка оперативно признали и в своей отчизне. Новая министр культуры раскритиковала прокатчиков за упущенный хит, а российские критики стали писать объяснительные записки и извиняться за прогулы. Мы — в том числе.
Поэтому теперь, после 32-го «Кинотавра», очень важно не прошляпить вторую картину Соколова — «Оторви и выбрось». Тем более что жюри фестиваля не наградило ее даже дипломом. И это притом, что она оказалась самым веселым, непредсказуемым и изобретательным фильмом конкурса. Хоть и сохранившим в себе все наследственные болячки вспыльчивого дебюта.
Оля (удивительная актриса Виктория Короткова) готовится к выходу из тюрьмы, терпит пытки от надзирательницы (женщины в этом фильме вообще издеваются над женщинами куда охотнее мужчин) и ждет встречи с дочкой Машей (маленькая Соня Круглова, которая наверняка станет большой звездой). Олю вот-вот освободят — и она заберет Машу из маленького городка в большой, настоящий. Проблема в том, что бабушка Вера Павловна (Анна Михалкова, которая здесь отрывается даже больше, чем в «Давай разведемся») этого не хочет — и при первой же встрече бьет Олю ножом. Начинается «Красная шапочка» наоборот. Мать и дочь бегут от злой бабушки через бесконечный лес. Серый волк остается за кадром: это какой-то мужчина из города, за которого Оля выскочила замуж в результате тюремного эпистолярного романа. По пути героиням встретятся и охотники — дальнобойщики, гаишники и менты, — но ждать от них помощи не придется. Главный из них — одноглазый полицейский (уморительный Александр Яценко) —