Безальтернативный источник
Пресная вода сегодня – один из важнейших и одновременно самых ограниченных природных ресурсов. В отличие от энергетики, где появляются все новые способы генерации энергии, у воды нет реальных альтернатив. Хотя Земля богата водными ресурсами, лишь около 3% их объема составляют пресные воды, и только 0,01% из них доступны для прямого использования. И эти ресурсы распределены крайне неравномерно.
Наибольший дефицит ощущается в странах Ближнего Востока, Северной Африки и Азии. Согласно свежему докладу ЮНЕСКО, таяние ледников и сокращение снежного покрова в горных регионах может поставить под угрозу водоснабжение и продовольственную безопасность для 2 млрд человек. Особенно серьезная ситуация ожидается в Центральной Азии, где к 2030 г. может возникнуть хронический дефицит в 5–15 куб. км воды в год, а к 2050 г. – до 30 куб. км, что составит почти четверть от потребления. В настоящее время Иран потребляет около 93 куб. км воды в год, а Пакистан – 184 куб. км пресной воды и конкурирует с Индией за ресурс. В результате к 2050 г. в этих странах существует риск дефицита до 20% от текущего потребления.
По прогнозам климатологов, даже если глобальное потепление удастся удержать в пределах 2,5 °C, к 2050 г. население, живущее в зонах повышенного водного стресса, возрастет в 1,6 раза. Уже сейчас обсуждается возможность так называемой климатической миграции, вызванной нехваткой воды.
Парадокс избытка
В России тоже возникают проблемы, но уже из-за избытка воды. Страна занимает 2-е место в мире по объему возобновляемых запасов пресной воды. Для примера: годовой сток Оби составляет 357 куб. км, Енисея – 624 куб. км, Волги – 254 куб. км. По прогнозам гидрологов, климатические изменения в России приведут к увеличению стоков большинства российских рек – прирост составит от 5 до 30% для разных бассейнов при увеличении частоты и масштабов паводков. В ближайшие 40 лет совокупный экспортный потенциал только рек Оби и Енисея может составить до 70 куб. км в год.