Вас обокрали: как происходит плагиат в моде и кому он идет на пользу
В середине января арт-группа A.D.E.D. обвинила бренд O'stin в копировании их фирменного тега. По просьбе «РБК Стиль» журналист Вера Рейнер рассказывает, как развивается эта ситуация и бывает ли так, что скандалы из-за плагиата заканчиваются миром
Проснуться знаменитым приятно. Какой дизайнер не мечтает, чтобы его вещи носили все? Какой художник откажется от внезапного признания, от коллаборации с большим брендом, который познакомит свою аудиторию с его работами? Правда, иногда такие коллаборации бывают односторонними. Ты просыпаешься и видишь, что инстаграм (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) разрывается от сообщений с поздравлениями: твои работы узнали в чьей-то новой коллекции. Вот только никакого сотрудничества на самом деле не было: работы взяли без твоего ведома. Да, речь о плагиате. И он в мире моды, к сожалению, не редкость.
Коллаборация в одностороннем порядке
Особенно часто плагиат встречается в масс-маркете — к примеру, в Zara. В 2016 году художница Тьюсдей Бассен из Лос-Анджелеса узнала в значках испанской марки свои рисунки: совпали даже такие детали, как расположение точек на клубнике. Адвокат художницы связался с представителями Zara, но их ответ только усугубил ситуацию: «В предполагаемых дизайнах вашего клиента нет никаких отличительных черт. Сложно представить, что для значительной части населения в любой точке мира они ассоциировались бы с Тьюсдей Бассен». Комментарий сопровождала пометка о том, что на сайт Zara ежемесячно заходят 98 млн раз. Звучало это так, будто красть у художников, если они не широко известны, нормально. Или, по крайней мере, безопасно.
Друг Бассен, художник Адам Курц, не махнул на ситуацию рукой. Он собрал 40 других иллюстраторов, обвинявших владельца Zara, компанию Inditex, в плагиате, запустив проект Shop Art Theft, о котором написали крупнейшие мировые СМИ. После этого тон официальных сообщений представителей Zara изменился. Они заговорили и об уважении к «индивидуальной креативности» художников, и о связи, которую держат с юристами Бассен, и о том, что проводят внутреннее расследование, и о снятии спорных вещей с продаж. С тех пор массовых скандалов с плагиатом у Zara не было.
Громких споров между компаниями такого же масштаба, как Inditex, и российскими художниками и независимыми дизайнерами индустрия моды не припомнит. Если не считать ситуации, когда журналист New York Magazine Мэтью Шнейер уличил шведский масс-маркет H&M в копировании фирменных эстетических элементов Гоши Рубчинского. «Гошаизм добрался до H&M», — написал он в 2017 году под фотографией носков с надписью «Ничего не бойся». Впрочем, сам дизайнер оставил это без внимания. А вот российские массовые бренды порой сотрудничают со своими соотечественниками в одностороннем порядке, и последние, как правило, готовы отстаивать свои права.
«Копирование — лучшее признание»
Арт-группа A.D.E.D. известна большинству людей, которые интересуются искусством и модой, а также тем, кто ходит по московским улицам с открытыми глазами. Черно-белые стикеры с тегами художников можно встретить на столбах, заборах и различных зданиях. Знаменита A.D.E.D. и за пределами страны. В числе поклонников арт-группы — основатель Off-White и креативный директор мужской линии Louis Vuitton Вирджил Абло, выпустивший в коллаборации с A.D.E.D. сумку для концепт-стора КМ20. Неожиданно для себя художники поработали и с O’stin — масс-маркет-брендом, принадлежащим компании «Спортмастер». В его коллекции была обнаружена сумка с узнаваемыми тегами коллектива, будто бы списанными с той самой модели из сотрудничества с Абло.
Большой драмой для A.D.E.D., судя по тону публикации в инстаграме (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), это не стало. Арт-группа просто обозначила факт копирования и уточнила, что хочет добиться справедливости, потому что с независимыми художниками бренды так поступают постоянно. Одни подписчики восприняли ситуацию как нелепый курьез, другие не поняли, в чем проблема, ведь копирование — лучшее признание. Такие «поздравления» в подобных случаях звучат довольно часто: многие не понимают, что для художников их творчество не просто милое хобби, а в том числе источник дохода. Бренды, крадущие работы, зарабатывают на художниках в обход их самих. И это не благотворительная акция, которая должна порадовать артиста.