Удивительные деревянные механизмы Дерека Хаггера
Тепло древесины и хитроумные инженерные решения превращают бездушные механизмы в удивительные и занятные предметы искусства. Искусства, доступного каждому: работы Дерека Хаггера – из тех, которые стоит повторить самостоятельно.
Обычные герои этой рубрики — художники, которые находят вдохновение в науке и технологиях, умеют использовать их как новый инструмент современного искусства. Но бывает и ровно наоборот. Американец Дерек Хаггер начал с увлечения сложными механизмами — и поднял их до уровня настоящего искусства. Такой механику видели разве что мастера эпохи Ренессанса и Просвещения. Впрочем, в работах Хаггера просвещение играет не последнюю роль.
Автоматоны Возрождения
Хотя забавные механические игрушки изготавливались и в Древнем мире, и в Средние века, их настоящий расцвет пришелся на XVII—XVIII вв. Заводные самодвижущиеся устройства служили любимым развлечением сильных мира сего и привлекали толпы простых зрителей по всей Европе. Дорогу им проложил труд многих поколений часовых мастеров, которые работали над все более точными, надежными и компактными хронометрами. Их усилиями на свет появились разнообразные и совершенные инженерные решения, а главное — изменился сам взгляд европейцев на окружающий мир.
Подобно тому, как мы, убедившись в мощи современной электроники, сравниваем человеческий мозг с неким суперкомпьютером или говорим о голографической Вселенной, так и в эпоху Ренессанса весь мир описывался как грандиозный механизм. Недаром бога-творца даже в наши дни называют «Великим часовщиком», который спроектировал Вселенную до последней детали, завел в ней некую пружину — и оставил работать в соответствии с установленными законами. И вся природа, и каждый живой организм в ней, вплоть до человека, казались людям того времени очень сложными, но все-таки механизмами.
Подражая природе и вооруженные точной механикой, мастера той поры создавали автоматоны, способные имитировать даже весьма сложные движения живых существ. Кукла «Музыкант» легендарного швейцарского мастера Пьера Жаке-Дроза могла самостоятельно проигрывать одну из пяти мелодий — без барабана с записью, на самом деле физически давя на клавиши инструмента. Она даже следила за своими пальцами взглядом и подражала дыханию живого музыканта. А самое знаменитое устройство Дроза «Каллиграф», созданное в 1772 году, состояло из 6000 тончайших деталей и могло писать любой заданный текст на листе бумаги карандашом.