Машина взмывает вверх, становясь почти вертикально

Популярная механикаОбщество

Ударный вертолет Ми-28Н: охотник в засаде

Зрелище феерическое и жутковатое одновременно. На фоне клочковатых облаков и прогалин синего неба, совсем невысоко над землей крутится хищное металлическое тело боевого вертолета. Машина взмывает вверх, становясь почти вертикально, затем с лихим креном уходит в вираж, и на лопастях играет выглянувшее из-за туч любопытное солнце.

Олег Макаров

Вот он, кажется, летит прямо на тебя, и уже думаешь, какой ужас, наверно, способна наводить на врага эта винтокрылая машина. Мы в Торжке, в Центре боевого применения и переучивания (летного состава армейской авиации), где в ветреный мартовский день проходят учебные полеты с участием принятых на вооружение Российской армии ударных вертолетов: Ми-28Н, Ка-52, Ми-24, Ми-35, Ми-8 АМТШ. Вертолеты двойками уходят в небо: одна машина изображает цель, другая выступает в роли охотника. Где-то над Тверской областью они будут отрабатывать приемы вертолетного воздушного боя.

Наследники «крокодила»

Наш особый интерес связан с «Ночным охотником» — Ми-28Н. Двойка новейших российских машин проходит метрах в пятнадцати от нас, стоящей на небольшом возвышении группы журналистов, и к мощному ледяному ветру добавляется поток воздуха от лопастей. Удержаться на ногах невозможно, и мы чуть ли не кубарем скатываемся с пригорка.

Основным ударным вертолетом Российских ВС был и остается Ми-24, имеющий неофициальное прозвище «Крокодил». Детище конца 1960-х, этот аппарат в наши дни уже, конечно, морально устарел, однако, поговорив с военными вертолетчиками, легко убедиться, как по-настоящему любят и высоко ценят пилоты машину, прекрасно зарекомендовавшую себя в Афганистане и в конфликтах на постсоветском пространстве. Чтобы сохранить все лучшее, что воплощено в этой нашей ударной «классике», было решено провести глубокую модернизацию Ми-24. На машину стали ставить новую авионику, приборы ночного видения, средства навигации, внесли много других усовершенствований. Модифицированная версия получила название Ми-35.

С другой стороны, еще в советское время авиаконструкторы получили задание создать более «продвинутую» технику. Так к началу 1980-х появились первые образцы двух конкурирующих «линеек» — Ка-50/Ка-52 и Ми-28. Как и многие другие проекты в военно-технической сфере, старт которым был дан накануне горбачевской перестройки, Ми-28 ждала сложная судьба. Проект был фактически заморожен, морально устаревал, поэтому к середине 1990-х потребовалось проводить модификацию так и не принятого на вооружение вертолета. В 1996 году свой первый полет совершил Ми-28Н, однако на вооружение он был принят лишь в 2009-м, а в минувшем году появился первый образец очередной модификации Ми-28НМ.

Как бы то ни было, Ми-28Н — это серьезный шаг вперед по сравнению с Ми-24, о чем в один голос свидетельствуют и пилоты, и инженеры.

Вертолету нужен мозг

Перед самыми полетами разговариваю с командиром звена майором Александром Стопачевым. Сегодня, кроме стандартных полетов, ожидается выполнение программы высшего пилотажа для Ми-28Н, а потому мой первый вопрос к пилоту: «Зачем Ми-28Н расширенные пилотажные возможности?». «Высокая маневренность, — отвечает майор Стопачев, — необходима для повышения живучести боевой машины. Опыт конфликтов последних лет показывает, что ударным вертолетам чаще всего приходится действовать в условиях непосредственного соприкосновения с противником, на расстоянии 1−2 км, что дает возможность врагу вести по машине огонь с помощью ствольной артиллерии и неуправляемых ракет. Высокая маневренность, которой обладает Ми-28Н, позволяет действовать из засады, подойти незамеченным к позициям противника, выйти на эффективную дальность стрельбы, прицелиться и, совершив энергичный маневр с высокими перегрузками, уйти из зоны поражения. У Ми-24 диапазон маневренности и скоростей существенно ниже».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Как полюбить спорт и перестать насильно заставлять себя заниматься: научный подход Как полюбить спорт и перестать насильно заставлять себя заниматься: научный подход

Может ли обычный человек получать удовольствие от физических нагрузок?

Популярная механика

Филип Бизли уверен, что в XXI веке настает эпоха живой архитектуры

Популярная механика
Мухи с котлетами: почему третий бак не решит проблему переработки пищевых отходов Мухи с котлетами: почему третий бак не решит проблему переработки пищевых отходов

Почему отдельный бак для пищевых отходов не избавит страну от выброшенной еды?

Forbes
Самые красивые десерты на Пасху Самые красивые десерты на Пасху

Очень много вкуcнейших куличей и шоколадных яиц

Vogue
Второй пол Второй пол

Феминистская классика о том, как из женщины сделали «другой» пол

kiozk originals
Цена надежности. Жилье подорожает после реформы строительного рынка Цена надежности. Жилье подорожает после реформы строительного рынка

На смену долевому участию придет механизм проектного финансирования

Forbes
В Женеве презентовали систему Pirelli Cyber Car В Женеве презентовали систему Pirelli Cyber Car

Компания Pirelli сделала новый шаг к созданию автомобиля будущего

Популярная механика
В последний момент: куда недорого рвануть на майские праздники В последний момент: куда недорого рвануть на майские праздники

Подборка из 5 городов, куда можно недорого поехать на майские каникулы

Cosmopolitan
Основы мат-анализа Основы мат-анализа

Хорошая статья про нехорошие слова

Maxim
Данила Козловский Данила Козловский

Писатель Цыпкин задает режиссеру Козловскому наводящие вопросы

Maxim
Песочницы с деньгами. Как акселераторы помогут развитию финансов будущего Песочницы с деньгами. Как акселераторы помогут развитию финансов будущего

Чтобы финтех и традиционные игроки могли встретиться, существуют акселераторы

Forbes
10 самых невероятных школьных учителей 10 самых невероятных школьных учителей

Если бы у вас были такие учителя, тогда мы вы и прогуливали меньше

Cosmopolitan
Возвращение «Индейца» Возвращение «Индейца»

Прошлое и настоящее мотоцикла Indian

Популярная механика
Внимание, перегрев! Внимание, перегрев!

Мы живем в постоянном напряжении и устаем… Неужели этому не будет конца?

Psychologies
Почему мы не любим бумажную возню? Почему мы не любим бумажную возню?

Откуда у нас такая неприязнь к формальностям

Psychologies
Бонус к футболу: в России заработала система tax free Бонус к футболу: в России заработала система tax free

Правительство оценило расходы бюджета на введение системы tax free

Forbes
Шеф-повар Ренцо Гарибальди о мясных блюдах в России Шеф-повар Ренцо Гарибальди о мясных блюдах в России

Ренцо рассказал нам обо всех тонкостях своей профессии

Cosmopolitan
Му-музыка и небо в алмазах Му-музыка и небо в алмазах

В Театре наций состоялась премьера «Му-Му» в постановке Дмитрия Крымова

СНОБ
Инъекция романтики. Прошлое и будущее «кадиллака» Инъекция романтики. Прошлое и будущее «кадиллака»

Тест-драйв Cadillac CT6

СНОБ
Химчистка: умный подход Химчистка: умный подход

Рассказываем о тонкостях, а также даем полезные советы – бери на заметку!

Лиза
Кино на экспорт. Российские продюсеры научились зарабатывать на китайцах Кино на экспорт. Российские продюсеры научились зарабатывать на китайцах

Прошедший год стал рекордным для российской киноиндустрии

Forbes
Разные интересы: проблема или возможность? Разные интересы: проблема или возможность?

Как сохранить союз, если общих тем мало

Psychologies
Lada XRay: свое, родное Lada XRay: свое, родное

Lada XRay поселилась в редакционном парке на излете зимы

АвтоМир
Вечный Октоберфест: как получить гражданство Германии за инвестиции Вечный Октоберфест: как получить гражданство Германии за инвестиции

О чем важно помнить, если вы решились на переезд в Германию

Forbes
Заехали в тупик. Как ОСАГО стало убыточным для страховых компаний Заехали в тупик. Как ОСАГО стало убыточным для страховых компаний

В прошлом году страховые компании ушли в глубокий минус

Forbes
Как к себе домой Как к себе домой

Почувствовать себя экотуристом в Армении проще, чем где-либо

Psychologies
«Я все бросил и уехал» «Я все бросил и уехал»

Андрей Кайдановский вернулся в Москву и поставил в Театре на Таганке спектакль

Добрые советы
Астрономические налоги: может ли космос стать свободной экономической зоной Астрономические налоги: может ли космос стать свободной экономической зоной

Ведущие мировые экономики стараются запустить бизнес в космосе

Forbes
Умная связь: когда заработают сети 5G и что мешает их развитию Умная связь: когда заработают сети 5G и что мешает их развитию

Сотовые сети пятого поколения — самый ожидаемый стандарт за последние 30 лет

Forbes
Бонды замедленного действия. Что ждет держателей облигаций UC Rusal Бонды замедленного действия. Что ждет держателей облигаций UC Rusal

Хватит ли у UC Rusal запаса прочности, чтобы расплатиться с инвесторами

Forbes
Открыть в приложении