«Ты сначала нанимаешь человека, а потом уже профессионала»: Светлана Миронюк — о бизнес-стороне благотворительности
Должны ли благотворители быть нищими, может ли помощь быть бизнесом и стыдно ли относиться к эмоциональному рационально — Esquire поговорил с членом правления фонда «Друзья» Светланой Миронюк, которая помогает российской благотворительности встать на бизнес-рельсы.
«Серийный благотворитель» Светлана Миронюк — в прошлом главный редактор «РИА Новости» и директор департамента маркетинга и коммуникаций Сбербанка — сейчас преподает в Московской школе управления «Сколково» и руководит службой маркетинга PWC в России. Помимо этого она на протяжении многих лет принимает активное участие в работе нескольких благотворительных фондов. Миронюк состоит в попечительских советах фондов «Подари жизнь» и «Выход» и входит в состав правления фонда «Друзья».
На старте нового учебного года в Московской школе филантропии, созданной фондом «Друзья» совместно с НИУ ВШЭ для подготовки профессиональных кадров НКО, Esquire встретился со Светланой Миронюк и узнал, зачем фондам нужны профессиональные менеджеры, что общего у благотворительности и бизнеса, а также какую карьеру можно построить в некоммерческом секторе.
Ключевая миссия Фонда «Друзья» — в том, чтобы выстраивать бизнес-процессы внутри благотворительных организаций, привлекая к этой работе профессиональных управленцев. Но при этом многие заметные фонды создавали люди без специального образования — например, фонд "Вера" Нюты Федермессер. Так что все-таки что важнее?
В эпоху 1990-х годов и в начале 2000-х, когда еще только все зарождалось, конечно, внутренний драйв, лидерские качества людей были очень важны. И тогда почти за каждым появившимся фондом стояла личная история человека, который его создал. Но со временем этот сегмент превратился в отрасль. А когда мы говорим об отрасли, внутри которой работают организации (НКО), то вопрос их эффективности, как и в бизнесе, никто не снимал. Получается, мы пытаемся рационализировать сегмент, который вырос из очень эмоциональных и человеческих историй. Это неизбежный этап его взросления.
К тому же сейчас, как я считаю, мы находимся на этапе поколенческого сдвига. 30-40-летние, те самые миллениалы, — это люди, для которых социальная значимость того, что они делают, много больше, чем для людей, которым за 50. И именно миллениалы — люди, которые постоянно задаются вопросами «зачем я?» или «как я изменяю мир вокруг себя?», — создали бум благотворительности. Очень много людей, в том числе из бизнеса, стали приходить работать в некоммерческий сектор не потому, что это вдруг стало модным благодаря знаменитостям, а потому, что пришли люди других культурных и поколенческих ценностей.
Теперь НКО — это не просто частные истории, это новая отрасль, в которую хлынул поток молодых, энергичных, заряженных идеями людей. Это страшно здорово! И для того, чтобы этот поток идей и энергии не иссяк, чтобы не случилось разочарований, чтобы не пришло ощущения «мы бьемся, а ничего не происходит», и необходима профессионализация сферы.
Люди каких профессий сейчас необходимы НКО? Юристы, менеджеры, экономисты?
Первое: это зависит от профиля НКО. Второе: это вообще не догма. Я бы не привязывалась к конкретным компетенциям или конкретным дипломам. Мы в Школе филантропии ждем людей самых разных компетенций и прошлого профессионального опыта, даже инвестиционных банкиров, которым надоела их работа или в силу изменений на этом рынке они не находят себя. Мы ждем людей с хорошим финансово-экономическим, банковским бэкграундом, которые могут совершенно по-другому структурировать финансовую деятельность в фондах.
Приведу пример: моя очень близкая знакомая Анна Скоробогатова — руководитель маркетинга из компании PricewaterhouseCoopers (входит в Big Four консалтинговых компаний) — стала недавно директором фонда «Вера». Где маркетинг и где управление фондом? Это не вопрос только профессиональных компетенций человека. Это вопрос смысловой наполненности, готовности быть лидером, развивать и учить других людей. Ну и конечно, важны профессиональные знания, но их легко адаптировать. В этом смысле есть отличие от бизнес-подхода. В бизнесе все-таки сначала нанимаешь профессионала, а потом человека. В НКО ты сначала нанимаешь человека, а потом уже профессионала. И затем, если нужно, вы вместе достраиваете его профессиональную составляющую.