Телескопы, звезды и темная материя: 5 женщин, которые изменили астрономию
Снимки телескопа «Хаббл», измерение расстояния до далеких звезд, радиоастрономические наблюдения — все это было бы невозможно без открытий, сделанных героинями этой подборки
Генриетта Свон-Ливитт: придумала, как измерять расстояния до звезд
До 1920-х годов астрономы считали, что Вселенная ограничивается галактикой Млечный путь. В 1925–1926-м годах Эдвин Хаббл, измерив расстояние до нескольких звезд в созвездии Андромеды, понял, что они находятся гораздо дальше. Провести эти измерения он смог благодаря работе ученой, которая к тому моменту уже умерла в неизвестности.
Генриетта Свон-Ливитт родилась в 1868 году и получила образование в Оберлин-колледже и в Гарвардском колледже Рэдклиффа. Она устроилась на работу в Гарвардскую обсерваторию под начало астроном Эдварда Пикеринга, где вместе с десятком других женщин занималась анализом фотопластинок — каталогизировала звезды и отмечала, как менялась их яркость. Это была утомительная и низкооплачиваемая работа — 25 центов в час, столько платили прислуге. Ливитт и ее коллег гарвардские ученые в шутку назвали «гаремом Пикеринга».
Ливитт заметила, что светимость некоторых звезд меняется с четкой периодичностью. Теперь эти звезды называют цефеидами, а соотношение их периода и светимости известно как «закон Ливитт»; на его основе создана Шкала расстояний, которая используется в астрономии для вычисления удаленных звезд. Но тогда, в 1912 году о Ливитт мало кто знал: статья об открытии вышла за подписью Эдварда Пикеринга.
Ливитт, по воспоминаниям современников, была слишком скромной, чтобы возражать. Она была достаточно образованной, чтобы написать статью самостоятельно (и она опубликовала несколько статей с предварительными выводами), — но смирилась с ролью человека, который «подготовил данные». В 1924 году математик Магнус Гёста Миттаг-Леффлер из Шведской академии наук попытался номинировать Ливитт на Нобелевскую премию, но оказалось, что Генриетта умерла от рака за три года до этого. Посмертно премия не присуждается.
Руби Вайолет Пейн-Скотт: пионер радиоастрономии
Солнце излучает не только свет, но и мощные потоки электромагнитных волн. Они невидимы, но их можно услышать. Одной из первых это сделала австралийка Руби Вайолет Пейн-Скотт, которая с юности умела так настроить радиоприемник, чтобы расслышать даже самый слабый сигнал.
Окончив школу в 1920-е, она выиграла две стипендии для получения высшего образования в Сиднейском университете и по его окончании продолжила заниматься наукой. Сначала изучала влияние магнитного поля Земли на живые организмы и связь радиации с онкологическими заболеваниями. Потом некоторое время работала в компании Amalgamated Wireless, которая производила (и производит до сих пор) электронику — каталогизировала и калибровала оборудование для радиотехников. Затем перешла в Организацию научных и промышленных исследований Австралийского правительства.
Во время Второй мировой войны Руби занималась секретной работой по созданию радаров, которые могли бы отслеживать приближающиеся японские истребители. Те аппараты, что успешно использовались в северном полушарии, не работали в южном. Руби поняла, что виновата тропическая погода в Тихом океане, и усовершенствовала конструкцию радаров. Она разбиралась в физике, — но и с техникой управлялась так, как мало кто из коллег. При этом была все время на прицеле у контрразведки как член коммунистической партии и феминистка. Коллеги прозвали ее Red Ruby — «красный рубин» — и приходили в ужас, когда она являлась на работу в шортах.