Текст Конституции шипит на утюге. Об основном проекте Уральской индустриальной биеннале
Журналист и искусствовед Александра Рудык побывала на IV Уральской индустриальной биеннале современного искусства и рассказала, как художники, занявшие три этажа бывшего Уральского приборостроительного завода, раскрыли в своих работах понятие «Новая грамотность». Такую тему для основного проекта биеннале выбрал португальский куратор Жоан Рибас.
Жоан Рибас уловил дух времени и попытался нащупать новые связи между изображением, словом и значением, появившиеся в век четвертой индустриальной революции. Слегка копнул в прошлое, чуть-чуть заглянул в будущее, но сосредоточиться решил на настоящем.
Первое видео, встречающее посетителей экспозиции, — фильм «Выход рабочих с фабрики» братьев Люмьер: немое кино открывает тему индустриализации, обозначенную в названии фестиваля и, кажется, сразу закрывает. Рабочие ушли. Фабрика, как и наш Приборостроительный завод, — удачные декорации происходящего, взывающие к памяти.
Другое важное произведение первого этажа также обращено к прошлому, но советскому. Московская художница Александра Паперно создала тотальную инсталляцию — своеобразный памятник повседневности, социалистическому быту и досугу. Паперно воссоздала три комнаты «хрущевки» в соответствии с резолюцией компартии 1955 года «По устранению излишеств в проектировании и строительстве», стены комнат покрыла обоями со схематичными изображениями людей и разметкой, которая указывает отведенные им сантиметры в пространстве.
Этажом выше типовыми схемами представлен результат работы австрийского философа, социолога и экономиста первой половины XX века Отто Нейрата. В середине 1920-х годов он возглавлял команду специалистов, разработавших наглядную международную систему представления информации — изотип. В 1931 году Нейрат посетил Москву, чтобы обучить этому языку советских инженеров и дизайнеров. Стилистика редуцированных иконических изображений стала основой для современной инфографики, дорожных знаков и стикеров в мессенджерах.