Техно-диджей Никита Забелин: Я хочу вывести электронную музыку из ночных клубов на концертные площадки
Никита Забелин — известный техно-диджей, которого называют одним из главных представителей российского электронного андеграунда. Он успел отыграть сеты на закрытых вечеринках по всему миру: в берлинском Tresor, парижском Concrete, в прямом эфире лондонского проекта Boiler Room. Музыкант рассказал «Снобу», почему он вернулся из Германии в Россию, какую музыку считает самой модной и как сделать техно от локальных музыкантов популярным за границей.
Тебя называют по-разному: диджей, символ российской электронной музыки, основатель лейбла Resonance Moscow, продюсер, преподаватель. А как ты сам себя позиционируешь?
Сложный вопрос. В первую очередь, я вижу себя артистом. Мой основной язык творчества — музыка. Но со временем я понял, что мне важен более концептуальный подход к деятельности и я способен делать другие вещи. Опираюсь на тренды, события, происходящие в мире, и реагирую на них не только с помощью музыки, но и других языков, стараюсь нащупать локальные смыслы.
Ты начинал карьеру в Екатеринбурге в нулевые, в разгар расцвета поп-групп. Как тебя увлекла электронная музыка?
Все просто. Мне не хотелось зависеть от других людей, как это бывает, например, в группе. А электронную музыку можно создавать на компьютере. К тому же у меня мама увлекалась этим направлением, и дома всегда звучала хорошая музыка. Диджеем я стал в 17 лет. Тогда у нас в городе было шесть техноклубов. Они отличались друг от друга, у них была своя специфика, где люди встречались и общались. Я играл на виниловых пластинках и быстро стал узнаваемым артистом. В свои 20 лет я объездил весь Урал и заработал неплохие деньги. Но с появлением социальных сетей развивать клубную культуру стало сложнее. Клубы стали больше похожи на бары.
Я долго занимался электронной музыкой и не думал о том, как в этой сфере можно состояться. Просто делал то, что считал нужным, всегда был инициативен и организовывал мероприятия, где знакомился с новыми людьми. Постепенно меня стали звать в Москву, а потом я встретился с Ниной Кравиц и стал участником ее лейбла «трип». И, в основном благодаря Нине, я получил известность за границей.
Ты говорил, что важно не только создавать музыку, но и устраивать с помощью нее перфомансы. В твоем самом известном проекте TESLA в качестве источника звука задействованы трансформаторные катушки Николы Теслы. Как это выглядит?
TESLA — это шоу-концерт, который я придумал лет, наверное, шесть назад. На главной сцене установлены восемь катушек Теслы, принцип работы которых основан на использовании резонансных электромагнитных волн. Во время шоу устройства генерируют гигантские молнии. Я использую компьютер, чтобы их контролировать. Молнии получаются благодаря импульсам, и частота этих импульсов определяет тон звука, который издает катушка.
Все это происходит в зале с людьми, выглядит очень эффектно. За этим проектом, кстати, стоит легенда про нейросеть, которая осознала себя и взаимодействует с реальным миром уже здесь, в качестве исполнителя музыки.
Полная противоположность TESLA— умиротворяющий перформанс Ground. Какой ты в него вложил смысл?