Исповедь Ирины Живовой о домашнем насилии

TatlerРепортаж

Немилый дом

На фоне обсуждения закона о домашнем насилии в Москве случился скандал. Ирина Живова на весь фейсбук (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) описала, как после встречи с бывшим мужем, членом правления «Альфа-Капитала», снимала побои — свои и ребенка. О том, как жизнь в розовом свете превращается в этюд в багровых тонах, Ирина рассказала Анне Черновой.

Ирина Живова с дочерьми Алисой и Варварой. На Алисе: жакет из вискозы, PHILOSOPHY DI LORENZO SERAFINI; хлопковая рубашка, IL GUFO. На Ирине: плащ из хлопка и полиэстера, VALENTINO; кашемировая водолазка, RALPH LAUREN; кольцо Rose Dior Pop из белого и розового золота с сапфирами, турмалинами параиба, лаком и бриллиантами, DIOR JOAILLERIE. На Варваре: шерстяное пончо, BURBERRY; хлопковая рубашка IL GUFO.

Если верить результатам всероссийского опроса по проблемам домашнего насилия, который в 2019‑м провели по заказу Госдумы, каждый сороковой респондент в течение последнего года страдал от домашнего насилия. Регистрируются только 56 % заявлений, поданных в полицию. Согласно статистике МВД, с января по сентябрь 2019 года в стране было совершено 15 381 преступление в отношении женщин в сфере семейно-бытовых отношений.

Но законопроект, который мог бы определить само понятие такого насилия, парламентарии и общество обсуждают уже четвертый год. Осенью дебаты возобновились после того, как Совет Федерации обнародовал новую версию будущего закона. В ней все по-прежнему туманно. Под семейно-бытовым насилием понимается насилие со стороны взрослого человека в отношении родственников и близких. Но только то, которое не карается по Уголовному кодексу. То есть побои, причинение вреда здоровью всех степеней тяжести, истязания, незаконное лишение свободы и много чего еще под действие закона не подпадает.

Впрочем, насилие не обязательно должно быть физическим. Им можно считать и причинение психических страданий — то, что на Западе называют словом abuse, или жестокое обращение в целом. Семьей, к слову, считаются лица, находящиеся в браке, или те, у кого есть общий ребенок.

Проблема, разумеется, не только российская. От насилия страдают все, вне зависимости от наличия «Оскара», «бентли» или синей галочки в инстаграме (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена); от Рианны, Халли Берри и Памелы Андерсон до певицы Валерии, всесоюзной свахи Розы Сябитовой и жен Марата Башарова. А вот что творится за высокими заборами Жуковки и прочих Раздоров, известно разве что батлерам, но не «Татлеру» и уж тем более не отделу полиции сельского поселения Барвихинское. До шоу «Пусть говорят» несколько лет назад долетели разве что подробности не очень красивой жизни в семье владельцев бизнес-центра в Хамовниках Сергея и Маргариты Цвитненко, а также инвестора Руслана Кравца и его жены, певицы Алены Кравец.

Однако 20 октября 2019 года Ирина Живова, бывшая жена члена правления управляющей инвестиционной компании «Альфа-Капитал» Евгения Живова, в своем фейсбуке (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) под геотегом «Травмпункт Тушинская Детская ГБ» рассказала, в каком аду она жила последние несколько лет. В разгар работы над этим материалом в редакцию «Татлера» пришло уведомление о том, что Евгений Живов подал в суд иск о «защите чести, достоинства и деловой репутации, компенсации морального вреда» по итогам выхода на сайте Tatler.ru короткой заметки о том самом посте на фейсбуке (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена). Наш автор, журналист Анна Чернова попыталась связаться с Евгением, чтобы представить его позицию, но получила отказ от любых комментариев и совет ничего не писать. Мы, конечно, не послушали и публикуем монолог Ирины от первого лица.

Это не исповедь и не мольба. Рассказывая о том, что произошло в моей жизни, я хотела бы протянуть руку помощи всем, кто оказался или может оказаться в такой же ситуации.

У нас был прекрасный брак, очень счастливый. Мы окончили одну школу в Митино. Встречаться стали, когда я училась в университете, через четыре года решили пожениться. Параллельно строили успешные карьеры, каждый в своей области — он в маркетинге в финансовой сфере, я в коммуникационном маркетинге FMCG, вместе развивались, мечтали о детях. В 2008‑м родилась Алиса, это был желанный и долгожданный ребенок. Женя был ей прекрасным отцом. Он уделял много времени и внимания семье, подстраивал свой рабочий график под ребенка. Мы были такой дружной семьей, которая везде и во всем вместе. Занимались спортом, много путешествовали, девочки все время были с нами. У нас совпадали взгляды на то, как мы хотим жить, как воспитывать детей.

На свадьбе у Тушинского загса в Москве, 2005; в египетском Дахабе, 2015; в австрийском Флаттахе, 2016.

Наши карьеры развивались параллельно, у нас был равноценный доход. В декрет я уходила с хорошей позиции в L’Oréal (отвечала за PR марок Garnier и Maybelline New York), но для меня это было совершенно сознательное желание — взять на себя административную часть семейной жизни и организовать ее таким образом, чтобы у Жени была возможность нас хорошо содержать, добиваться успехов в карьере и развиваться.

В офис я больше не возвращалась. Но когда старшей Алисе было всего десять месяцев, уже работала фрилансером на проектах, организовывала мероприятия: автомобильные, для торговых центров. Муж полностью поддерживал то, что я не зациклена на пеленках. Я тоже его никогда не ограничивала. Например, я беременна — он едет с парнями в Таиланд заниматься тайским боксом.

Со временем как-то незаметно сложилось так, что все финансовые вопросы и принятие решений взял на себя Женя. Если сначала мы были равноправными партнерами, то к середине второго декрета у меня уже не было ничего своего. Был общий счет, на который поступала Женина зарплата, моими заработками от фриланс-проектов тоже распоряжался он. Счет был открыт на Женино имя, все карты были привязаны к этому счету. Всем так было удобнее.

Я ему абсолютно доверяла. Не было повода не доверять. Мы были все время на связи, все время общались. Мы никогда не прятали телефоны друг от друга, у нас не было ПИН-кодов, был общий айпад. Мы даже работали вместе какое-то время, я для него сделала несметное количество проектов. В течение десяти лет у нас все было общее: от друзей и увлечений до парикмахера и косметолога.

Женя строил карьеру в финансовой сфере постепенно: занимался маркетингом и коммуникациями в банке «Юникредит», затем, в 2010 году, пришел в «Альфа-Капитал».

Тогда это была крошечная организация, Женя был руководителем и в то же время, по сути, единственным сотрудником отдела маркетинга. И вот он рос вместе с компанией. Стал директором по маркетингу, у него появились люди в подчинении. Отдел рос, Женя превратился в заместителя гендиректора по этому направлению.

Все эти десять лет у него была большая цель — войти в правление. Его долго туда не брали, и это стало для него серьезным испытанием. Сложнее всего было в 2015‑м. Ему казалось, что он уже почти у цели, а тут вдруг ему говорят, что повысят зарплату, но в правление не возьмут. Почему? Не дорос. Нужно быть гибким, слышать чужую позицию, не рубить сплеча. Много чего нужно уметь. А с Женей было довольно тяжело работать. Он жесткий человек, может нагрубить. Поэтому я в какой-то момент перестала работать с ним, так ему и сказала: «Оставь эту всю жесть на работе, не надо нести это в дом».

Женя никогда не признавал второго мнения, всегда и во всем был прав. Он знает, как надо. Слабость он не уважает ни в каком виде. Ни физическую, ни эмоциональную — для него человек просто перестает существовать.

Когда наши отношения начинались, я была очень сильным человеком. Знала, чего хочу и как со мной можно поступать, а как — нельзя. Женя тогда мог нахамить официанту, грубо высказать таксисту за то, что он не туда и не так поехал. В моем присутствии это проявлялось меньше, я сглаживала острые углы. В ответ на необоснованные обвинения, претензии в мой адрес я всегда могла сказать «стоп». Но со временем, видимо, по мере того, как росла моя зависимость от него, уверенность в себе таяла. Я становилась более уязвимой.

Трудно не стать, когда тебе под видом заботы понемногу в голову закладывают мысль: «Тут ты не можешь, тут ты не самостоятельная. Если бы не я, ты сама бы не справилась». Замуж я выходила уверенной в себе женщиной, понимающей, что я могу все. А к моменту развода стала думать, что ничего собой не представляю, что для меня недоступны даже какие-то бытовые вещи. Что в новом городе я без него потеряюсь, не смогу даже маршрут в Google Maps нормально проложить. Если бы этот святой, мудрый человек не взял меня под свое крыло, я бы вообще неизвестно где оказалась. Мы подписывали соглашение о разводе, а я чувствовала себя человеком, который не может позаботиться о себе. Как будто этот мир без его защиты меня совершенно точно раздавит. Я недостаточно общительна, не слишком умна, и друзей у меня не осталось.

Это все, конечно, происходит не в один день, потихонечку. Ты приготовила ужин, а ему не вкусно, он есть не стал, «давай я сам». Раз «сам», два «сам». Сначала мясо у нас лучше всех жарит Женя, потом уже и салат ты не так режешь, не такие кубики. Под конец отношений ты виноват во всем.

Через год после той неудачной попытки попасть в правление Женя все-таки получил желаемое, как раз к тому моменту между нами уже все кончилось. Когда он попал в правление, у него выросла зарплата. Весной ему выдали бонус, который был в несколько раз больше бонусов, которые он получал раньше. На эти деньги можно было купить несколько квартир в ближайшем Подмосковье. Это был первый раз, когда он по-крупному соврал мне про финансы. До этого мы не скрывали друг от друга ничего, у нас был общий счет и прозрачные расходы. Уже после развода, в процессе судов по взысканию с него задолженностей, из справок 2‑НДФЛ я узнала, что с 2016 года Женя получал многомиллионные бонусы, а мне называл суммы на порядки меньше.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Новые правила крутости Новые правила крутости

Статус-символы, по которым миллиардеров и аристократов отличают от обычных випов

Tatler
«Ваше время истекло»: почему сессия у психотерапевта такая короткая «Ваше время истекло»: почему сессия у психотерапевта такая короткая

Почему «терапевтический час» длится меньше обычного — всего 45-50 минут

Psychologies
Хороша Даша Хороша Даша

Дарья Коновалова впервые рассказывает о знакомстве с Борисом Березовским

Tatler
Пенсионеры подарят рост: как пенсионная реформа и низкая рождаемость создали предпосылки для скачка в российской экономике Пенсионеры подарят рост: как пенсионная реформа и низкая рождаемость создали предпосылки для скачка в российской экономике

Социологи и экономисты не зря пристально анализируют демографические показатели

Forbes
(Не) жить за семерых (Не) жить за семерых

Нерожденные или умершие дети остаются незримо с нами

Psychologies
Не делай так: 12 ошибок в стиле, которые прибавят лишних 10–20 лет Не делай так: 12 ошибок в стиле, которые прибавят лишних 10–20 лет

Составили для тебя топ того, что прибавит возраст кому угодно

Cosmopolitan
Союз спасения Союз спасения

Молодые герои и героини филантропии и социального бизнеса — о своих проектах

Vogue
10 знаменитостей, которых опасно искать в интернете 10 знаменитостей, которых опасно искать в интернете

Рассказываем, кого следует искать с наибольшей осторожностью

РБК
Боевые искусства Боевые искусства

Уровень красоты в Москве нулевых зашкаливал

Tatler
Строить много, быстро, без изысков Строить много, быстро, без изысков

Можно ли реанимировать нацпроект по жилью

Эксперт
Жизнь без насилия (страха, боли, ненависти) Жизнь без насилия (страха, боли, ненависти)

Как быть, если вы столкнулись с насилием в отношениях? Где искать помощи?

Домашний Очаг
Что не так с видеоповторами в футболе Что не так с видеоповторами в футболе

Почему видеоповторы стали головной болью фанатов, игроков и тренеров

GQ
Мортира Маллета: как создавали гигантское орудие войны Мортира Маллета: как создавали гигантское орудие войны

Талантливый инженер Роберт Маллет создал самую большую мортиру

Популярная механика

Герои нашей подборки стали жертвами чужих злых шуток

Cosmopolitan
Безупречный мерзавец Безупречный мерзавец

Гётевский Мефистофель изящен, остроумен, парадоксален

Дилетант
Блинная феерия Блинная феерия

Чем разнообразить Масленицу

Огонёк
Как правильно выбрать мужской костюм на разные случаи: от классики до кэжуала Как правильно выбрать мужской костюм на разные случаи: от классики до кэжуала

Пора принарядиться!

Playboy
Самые эксцентричные выходки индийских правителей Самые эксцентричные выходки индийских правителей

Легко быть безумным, когда ты запредельно богат в Индии

GQ
Без году неделька Без году неделька

История про семь штук трусов и красивую женщину с синей бородой

Tatler
Эмодзи за дружбу. Почему подростки так любят Snapchat Эмодзи за дружбу. Почему подростки так любят Snapchat

Как устроен мессенджер Snapchat, который позволяет общаться и «дружить»

СНОБ
Спасти младенца Спасти младенца

СМА — редкое генетическое заболевание, приводящее к атрофии мышц

Эксперт
«Подлинная история банды Келли»: все хорошо, вот только даже главный герой не знает, зачем постоянно убивает «Подлинная история банды Келли»: все хорошо, вот только даже главный герой не знает, зачем постоянно убивает

К сожалению, режиссер Джастин Курзель не определился в своем отношении к герою

GQ
Как два предпринимателя из России превратили $10 млн в $5 млрд за 13 лет Как два предпринимателя из России превратили $10 млн в $5 млрд за 13 лет

Инвестировать $10 млн в Veeam Software, а спустя 13 лет продать за $5 млрд

Forbes
Найден способ победить угоны. Новые машины будут маркировать Найден способ победить угоны. Новые машины будут маркировать

В России появился новый противоугонный идентификатор

РБК
Шесть бытовых приборов, которым больше лет, чем кажется Шесть бытовых приборов, которым больше лет, чем кажется

Захватывающие подробности биографии твоих любимых предметов бытовой техники

Maxim
Они настоящие! Они настоящие!

В стоматологии наступила эпоха новой искренности

Собака.ru
Женатые и одиночки: новый взгляд на стереотипы Женатые и одиночки: новый взгляд на стереотипы

Как же изменилось мнение общества о женатых и одиноких?

Psychologies
Как приложения для знакомств мешают нам найти свою любовь Как приложения для знакомств мешают нам найти свою любовь

Приложения для знакомств заставляют нас уставать, врать и разочаровываться

Psychologies
Мортенс А. Стрекнесс: Времена моря Мортенс А. Стрекнесс: Времена моря

Начало романа норвежского писателя Мортенса Андреаса Стрекнесса

СНОБ
Короли драмы: почему личную жизнь нужно оставлять за порогом офиса Короли драмы: почему личную жизнь нужно оставлять за порогом офиса

Как вести себя руководству, если сотрудник переживает личную драму

Forbes
Открыть в приложении