Между нами
Начальник серпентария
У Яны Пил, нового босса Serpentine, есть план — превратить галерею в культурную передовую и без того передового Лондона.
Яна Пил, в девичестве Миркина, — гений в области поиска нестандартных возможностей. До нее галереей Serpentine в Кенсингтонском саду двадцать пять лет руководила Джулия Пейтон-Джонс — великая женщина и великий британский сноб, подруга принцессы Дианы и всех художников первой величины. Простой и милой ее не называли даже в шутку. Последние десять лет штурвал этого корабля современного искусства с ней делил самый модный куратор и культуролог современности Ханс-Ульрих Обрист. Он остался, а вот Пейтон-Джонс в июле ушла — нового CEO зовут Яна Пил. Видимо, дело в том, что с 2014 года президентом Serpentine Galleries является восьмой человек в списке Forbes, трехкратный мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг — и ему приятнее работать с менеджером новой формации, который умеет задорно и не морща нос женить искусство и деньги любой национальности. Яна как раз такая. Родилась в Питере, выросла в Канаде, училась в McGill и Лондонской школе экономики (LSE). Однажды ее спросили про главное жизненное правило. Она сказала, что, поднявшись, всегда нажимает кнопку, чтобы отправить лифт вниз.

Человек мира, инвестбанкир Ян Яновский про свою близкую подругу говорит так: «Она cool. Не it girl, а cool girl. Самый настоящий трендсеттер». В начале нулевых Яна работала в Goldman Sachs и тогда же вошла в фандрайзинговый совет Serpentine. Мир искусства Яне не понравился. Она по привычке старалась со всеми дружить, а у художников и кураторов доблестью все еще считалась защита от маглов. На открытиях своих выставок художники страдали, притворялись идиотами в образе. Но хотя бы присутствовали. А в прочее время ни под каким соусом их нельзя было заставить хоть минуту внимания уделить патронам и коллекционерам. Что не просто гадко и невежливо — Яна Пил почувствовала, что это прошлый век. Мне она свои аудиторские выводы описала очень политкорректно: «Я обнаружила пропасть между людьми с деньгами и теми, кто посредством визуального искусства транслирует миру самые важные идеи современности».

Мы сидим у Пилов на кухне, смотрим в окно на Гайд-парк. Яна рассказывает, зачем в 2003 году придумала Outset Contemporary Art Fund — краудфандинг, который, между прочим, появился раньше Kickstarter. Она предложила новые формы арт-патронажа. Русские, арабы, китайцы — кто только ни живет и ни инвестирует в Лондоне! Они, понятное дело, обижаются, что с вполне себе живым — не Гейнсборо какой-нибудь — художником там нельзя ни выпить, ни даже поздороваться.

Outset открыл для покупателей двери мастерских, дал возможность на равных беседовать с кураторами. За это брал членские взносы, на которые музеи покупали и заказывали произведения искусства. Сама Яна проблем с доступом к телу небожителей не испытывала — обед по поводу запуска Outset она накрыла в доме архитектора сэра Нормана Фостера и его жены леди Елены Охоа Фостер (куратора, чье имя в мире искусства значит чуть ли не больше, чем портфолио мужа). Рассадку Яна придумала такую — пятьдесят представителей искусства, финансов и новых интернет-технологий будут за столом аккуратно перемешаны. «Я представила, как прекрасно было бы посадить Грейсона Перри с сэром Рональдом Коэном», — она имеет в виду нарядно переодевающегося в женщину художника и титана частных инвестиций. Идея сработала — в течение шести лет фонд Outset купил на Frieze сто работ для Тейт, он же спонсировал выставку режиссера Стива Маккуина на Венецианской биеннале. Кстати, в июне у Грейсона Перри открывается в Serpentine выставка, которую он назвал The Most Popular Art Exhibition Ever! В рамках проекта он каждый день будет в женском платье кататься на велосипеде по Гайд‑парку.

«Самая популярная» — это важный для Яны тезис. Знаете, что она слушает? Хип-хоп. Написала серию картонных книжек-игрушек Art for Baby. Ее дипломированный в Кембридже муж Стивен Пил до такой степени very British, что был членом сборной по гребле на Олимпиаде в Сеуле. А Яну устраивают йога и бег, потому что они сейчас устраивают всех.
Я познакомилась с Пил только в июле — она оторвала себя от семейных каникул на Ибице, чтобы участвовать в Serpentine Summer Party, очень важном мероприятии лондонского светского календаря. Традицию завела не она, а Джулия Пейтон-Джонс — это с ее подачи каждый год на лужайке в Гайд-парке какой-нибудь гений строит свой павильон. Заха Хадид, Ай Вэйвэй, Фрэнк Гери… В этот раз датчанин Бьярке Ингельс. Перед большим открытием, на котором будут все-все-все, включая Кейт Мосс, Яна с Блумбергом и Обристом пошли осматривать возведенную скандинавским богом пирамиду из белых рамок. Все выглядели как приличные люди из финансового мира, даже Обрист. Все трое в костюмах, даже Яна. Пил на тот момент официально еще не вступила в должность, ждать оставалось пару недель — кабинет Джулии Пейтон-Джонс был пока занят. С безумным Хансом-Ульрихом Яне приходилось делить одну офисную тумбочку. В тумбочке лежали энергетические батончики и пакетики с каким-то эликсиром — Яна и Ханс, не сговариваясь, хором сказали мне, что это от джетлага. Обрист — интересный, но трудный сосед. Одно время он придумал, как Бальзак,