Страна наличных. Как научить россиян обращаться с деньгами
Большинство россиян до сих пор предпочитают расплачиваться наличными. Чтобы платежные сервисы развивались, необходимо преодолеть общее недоверие к электронным платежам и повысить уровень интернет-грамотности населения
Всего за 5 лет объем безналичных платежей вырос с 3% до 40% от общего объема транзакций и продолжает уверенный рост. Наиболее популярным средством электронных платежей остаются банковские пластиковые карты. Это обусловлено их широким распространением — по данным Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), пластиковые карты есть у 73% россиян. Как правило, это зарплатные или социальные карты.
Функционал банковских карт позволяет достаточно быстро и удобно совершать онлайн-платежи, а мобильный банкинг предоставляет дополнительные возможности. По этой причине большинство россиян не пользуются электронными кошельками — даже несмотря на то, что переводы из одного банка в другой могут обрабатываться несколько рабочих дней.
Тем не менее, электронные платежные системы сохраняют свои позиции — около 30 миллионов россиян имеют хотя бы один электронный кошелек. Самые распространенные российские платежные системы — «Яндекс.Деньги», Qiwi и Webmoney, а из международных сервисов популярностью пользуется PayPal. У каждой из систем есть своя аудитория, состав которой обусловлен ее возможностями и функциями.
Электронные платежные сервисы активно расширяют свои зоны влияния, заключая партнерские соглашения с банками и онлайн-магазинами, чтобы пользователи могли пополнять кошельки с банковского счета без комиссии и напрямую рассчитываться электронными кошельками за интернет-покупки. Кроме того, «Яндекс.Деньги» и Qiwi предлагают пользователям оформить пластиковую карту для покупок в офлайн-магазинах без комиссии. Это крайне удобно для тех, кто получает зарплату на электронный кошелек.