Зачем музею говорить о правах человека

СНОБКультура

«Современный музей — это не хранение, а диалог с посетителем». Разговор сотрудниц Политеха об инклюзивности, образовании и новых форматах взаимодействия

2bf314ad63d5e907950a26a0cd3c2cc4abfe1cf164e9b15a0c00b1be9c4fc32e.jpg
Фото: Александр Бивол

Этим летом в Политехническом музее в рамках инклюзивной программы «Разные люди — новый музей» прошел онлайн-цикл дискуссий и паблик-токов, где исследователи, ученые и люди с инвалидностью обсуждают, как создавать доступные образовательные программы и какие инклюзивные инструменты применимы в музеях. Программа продолжится осенью, и «Сноб» попросил заместителя директора по работе с посетителями Политеха Веру Шенгелию и кураторку публичной программы «Разные люди — новый музей» Катрин Ненашеву обсудить, зачем музею говорить о правах человека

Вера Шенгелия: Катрин, у нас с тобой такая интересная история — мы давно знакомы по работе в разных проектах. Мы впервые встретились, когда я была журналисткой, а ты — активисткой, я брала у тебя интервью для материала о психоневрологических интернатах. Теперь мы вместе работаем в Политехническом музее и занимаемся вещами, с одной стороны, совсем далекими от нашей предыдущей деятельности, а с другой — очень близкими, потому что по-прежнему интересуемся и правами человека вообще, и правами людей с инвалидностью, и акционизмом, а также включением этих тем во все, что мы делаем.

Программа «Разные люди — новый музей» как раз посвящена включению в работу Политеха самых разных групп — людей с необычным сложным жизненным опытом. С твоим приходом начался новый сезон программы, и в ней появилось направление «Вовлечение». Теперь в публичной программе участвуют люди с ментальными особенностями и инвалидностью, люди с визуальными внешними отличиями, активисты. Также появился проект группы поддержки для сотрудников институций культуры, столкнувшихся с выгоранием. Я с большим любопытством наблюдаю за этими инициативами. Расскажи, почему тебе показалось важным работать с темой выгорания, как вообще устроен этот проект и какие нюансы ты видишь в процессе его реализации?

646e0d6dd31b3ba76b3e23a9f2e619d5b9bfbf458b037eecef0927e61236b205.jpg
Фото: Александр Бивол

Катрин Ненашева: Я еще в активистской среде взаимодействовала с людьми из сферы культуры. Часто слышала об их переживаниях, связанных с системными проблемами, со сложностью структуры институции и внутренних процессов. Меня это всегда достаточно сильно беспокоило. То, чем мы с тобой изначально занимаемся и на чем идеологически сходимся, — это параллельные сферы активизма, культуры и создания пространства, где совершенно разные люди могут быть поняты и приняты. То есть еще до работы в Политехе я слышала много историй о выгорании музейных работников. Пандемия обострила эти ощущения, и мне показалось, что следует поговорить о том, как нас изменили условия карантина, как это повлияло на наши ресурсы, как отразилось на нашей работе.

Я сама раньше работала именно в государственном, системном учреждении и видела, насколько людям важно иметь свое немного неформальное рабочее пространство, налаживать внутренний язык общения с коллегами. Программы Политеха и сама идея вовлечения — это тоже про налаживание языка, про поиск общих тональностей того, как мы можем говорить. Мне кажется, довольно сложно заниматься инклюзией, не общаясь и не пытаясь найти этот язык в своей среде.

У нас уже прошла первая группа. Онлайн дал возможность общаться с сотрудниками музеев из разных регионов: были люди из Екатеринбурга, Новосибирска и других городов. Самое важное, что мы выработали некий гайдлайн — что делать, если ты чувствуешь выгорание, как об этом начать говорить со своими коллегами. Это очень важно, потому что ведь это не исключительно внутренняя личная проблема. Я очень надеюсь, что дальше мы выработаем инструменты, которые помогут ввести такие группы поддержки сотрудников в работу самых разных культурных институций. Это ведь инструмент гражданской осознанности и самоадвокации.

Кстати, в программе Политеха также есть направление «Инструменты инклюзии». Ты можешь рассказать, что это за инструменты? Потому что звучит это здорово, но на самом деле мы не очень часто в музеях и как-то публично используем это словосочетание.

b895bd5c499df85eca7a8290ca048d2c9294f94538b51061104f25299b1933f2.jpg
Фото: Александр Бивол

Шенгелия: Ты, наверное, знаешь, что я делала тренинги и читала лекции о том, как разные зарубежные музеи работают с людьми с инвалидностью, с их репрезентацией, какие есть исследования на эту тему, какие есть музейные проекты. Для меня очень важно понимание, что есть люди, которые еще много лет назад и за тысячи километров от нас думали о том же самом, о чем мы сейчас, — хотели сделать чью-то жизнь лучше, свою жизнь лучше, разнообразнее, устойчивее и безопаснее.

В программе Политеха мы говорим с сотрудниками региональных российских музеев и с теми, кто занимается инклюзией в музеях за рубежом. Особенно мне дорог и любим подраздел, в котором мы говорим про внедрение универсального дизайна в образовательную сферу. В России словосочетание «универсальный дизайн» чаще всего звучит, когда мы говорим о доступной среде и вообще о средовых решениях. Я всегда привожу в пример самый главный элемент универсального дизайна — скошенный бордюр, благодаря которому и люди на роликах, и мамы с детскими колясками, и человек на инвалидной коляске могут запросто подняться на тротуар или спуститься с него. Но понятие универсального дизайна на самом деле гораздо шире. Оно про то, как нам создать такое общество, такую среду, такие программы и институции, в которых для людей с инвалидностью не создавали бы специальных маркированных загончиков.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Почему мы все заняты бесполезной работой Почему мы все заняты бесполезной работой

Технический прогресс сильнее привязал людей к бессмысленной работе

Esquire
Вспомнить все: почему мы забываем наши сны Вспомнить все: почему мы забываем наши сны

Забывать сны - это нормально. Но почему!?

Популярная механика

Самый зрительский, обаятельный и доступный фильм Александра Молочникова

Esquire
Структура научных революций Структура научных революций

Новаторский анализ научного развития

kiozk originals
Апокалипсис, Путин, наркотики, иконы и секс в новом альбоме Хаски Апокалипсис, Путин, наркотики, иконы и секс в новом альбоме Хаски

Хаски, ну за что ты так с нами?

GQ
История колёс без центральной оси: хаблесс или осмос История колёс без центральной оси: хаблесс или осмос

В 1989 году швейцарский автомобильный дизайнер Франко Сбарро произвел фурор

Популярная механика
Духовные скрепы Октавиана Духовные скрепы Октавиана

Октавиан Август строил храмы, но сам не мог служить образцом строгой морали

Дилетант
Природный – значит дикий Природный – значит дикий

Ревайлдинг как возвращение земной, морской и человеческой жизни к диким корням

kiozk originals
«Я художник. Что мне делать?»: ответы на 9 важных вопросов об арт-мире и о вашем месте в нем «Я художник. Что мне делать?»: ответы на 9 важных вопросов об арт-мире и о вашем месте в нем

Что делать, если вы решили классифицировать себя как художник? Куда податься?

Esquire
Пруст и кальмар Пруст и кальмар

История и наука читающего мозга

kiozk originals
Физики создали самый маленький термоэлектрический холодильник Физики создали самый маленький термоэлектрический холодильник

Ученым удалось изготовить охлаждающий элемент из полупроводниковых пластинок

N+1
«Контур жизни: Математик в поиске скрытой геометрии Вселенной» «Контур жизни: Математик в поиске скрытой геометрии Вселенной»

Отрывок из автобиографической книги математика Яу Шинтуна

N+1
Мифы о финтехе: сколько можно заработать на «банках для миллениалов» Мифы о финтехе: сколько можно заработать на «банках для миллениалов»

Стоит ли верить мифам о финтехе?

Forbes
Что считается согласием на секс. Новая книга Екатерины Кронгауз и Андрея Бабицкого Что считается согласием на секс. Новая книга Екатерины Кронгауз и Андрея Бабицкого

Глава из книги «Так вышло: 29 вопросов новой этики и морали»

СНОБ
Невероятно трогательное письмо отца своей маленькой дочери Невероятно трогательное письмо отца своей маленькой дочери

Самое трогательное письмо, которое отец писал когда-либо дочери

Cosmopolitan
Измеряйте самое важное Измеряйте самое важное

Как Google, Intel и другие компании добиваются роста с помощью OKR

kiozk originals
Аномальное тепло помешало мышам и хомячкам вырастить детей Аномальное тепло помешало мышам и хомячкам вырастить детей

При высокой температуре воздуха самки чаще убивают собственных детенышей

N+1
Почему свободные женщины ищут доминирующего мужчину Почему свободные женщины ищут доминирующего мужчину

В борьбе за равные права с мужчинами женщины начинают отрицать женственность

СНОБ
Как открыть свой бизнес за месяц? 4 главных этапа Как открыть свой бизнес за месяц? 4 главных этапа

Как разумно использовать свое время, какие приоритеты расставить и с чего начать

Playboy
Правила жизни Тома Харди Правила жизни Тома Харди

Правила жизни английского актера Тома Харди

Esquire
За урожаем из глубин За урожаем из глубин

На разных верфях страны бум рыбопромыслового судостроения

Популярная механика
7 главных героев фильмов, которые (скорее всего) умерли, а ты и не заметил 7 главных героев фильмов, которые (скорее всего) умерли, а ты и не заметил

Требуем вернуть наши деньги, заплаченные за хэппи энд!

Maxim
За гранью слов За гранью слов

О чем думают и что чувствуют животные

kiozk originals
Основательницы магазинов винтажа — о критериях отбора, ценах и уходе Основательницы магазинов винтажа — о критериях отбора, ценах и уходе

По каким критериям выбирать вещи прошлых лет выпуска?

РБК
Непоколебимый Непоколебимый

Ваш сценарий финансовой свободы

kiozk originals

Используй имеющуюся косметику необычным способом

Cosmopolitan
История одной песни: американский шансон «Tie a Yellow Ribbon…», 1973 История одной песни: американский шансон «Tie a Yellow Ribbon…», 1973

Песня Тони Орландо для американцев звучала как блатняк

Maxim
Аллергия на кошек: что делать, чтобы не расставаться с пушистым другом Аллергия на кошек: что делать, чтобы не расставаться с пушистым другом

Как жить одновременно с кошкой и аллергией на кошек?

Cosmopolitan
Считавшуюся вымершей бразильскую лягушку переоткрыли с помощью экзогенной ДНК Считавшуюся вымершей бразильскую лягушку переоткрыли с помощью экзогенной ДНК

Лягушку Megaelosia bocainensis не встречали с 1968 года

N+1
Тайна темной энергии: раскрыта ли загадка самого большого резервуара энергии во Вселенной? Тайна темной энергии: раскрыта ли загадка самого большого резервуара энергии во Вселенной?

Раскрыта ли одна из самых волнующих тайн современной космологии?

Forbes
Открыть в приложении