Тайна создания и судьба картины Архипа Куинджи «Лунная ночь на Днепре»

Культура.РФКультура

Очереди в мастерскую, неземные краски и сделка с дьяволом

Автор: Лидия Туляганова

0:00 /
544.396
Архип Куинджи. Лунная ночь на Днепре (фрагмент). 1880. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

«Лунная ночь на Днепре» — одна из самых известных картин Архипа Куинджи. Художник представил ее публике в 1880 году на первой в истории русской живописи моновыставке. Пейзаж выглядел настолько реалистичным, что Куинджи обвиняли в использовании неземных красок и даже в сделке с дьяволом. О тайне создания картины и ее судьбе читайте в материале портала «Культура.РФ».

Эксперименты с живописной техникой и составом красок

Илья Репин вспоминал, что Архип Куинджи различал тончайшие оттенки. Химик Дмитрий Менделеев и физик Федор Петрушевский проводили специальные опыты: определяли, насколько точно люди могут распознавать цвета. По словам Репина, Куинджи «побивал рекорд чувствительности до идеальных точностей».

Художник работал в лаборатории Менделеева: экспериментировал с пигментами, чтобы выявить новые эффектные сочетания, изучал краски на основе битума. Иван Крамской писал: «Меня занимает следующая мысль: долговечна ли та комбинация красок, которую открыл художник? Быть может, Куинджи соединил вместе (зная или не зная — все равно) такие краски, которые находятся в природном антагонизме между собой и по истечении известного времени или потухнут, или изменятся и разложатся до того, что потомки будут пожимать плечами в недоумении: от чего приходили в восторг добродушные зрители?»

Битумные краски становились матовыми при высыхании, а когда Куинджи подмешивал в них алюминиевую и бронзовую пудру, появлялся едва уловимый блеск. Но эффект свечения достигался и тонкой работой: художник нанес на серебристую гладь Днепра тонкие темные штрихи и этим добился мерцающего, вибрирующего лунного отражения. На фоне освещенной реки стали различимы заросли трав, ветряная мельница, прибрежные камни, пригорки на берегу. А сочетание теплых тонов земли и холодных оттенков воды и неба визуально сделало пейзаж объемным.

Виктор Васнецов. Портрет Архипа Куинджи (фрагмент). 1869. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Очереди в мастерскую известного художника

Местность, которую Куинджи изобразил на картине, он посетил в 1870-х годах, когда возвращался из заграничной поездки в Мариуполь. Живописец в течение нескольких месяцев создавал полотно по памяти в своей мастерской на Малом проспекте на Васильевском острове в Санкт-Петербурге. Слух о новой картине разошелся по Петербургу, и под окнами мастерской стояли желающие увидеть необычный пейзаж.

На Большой Морской непрерывная масса карет запружала всю улицу, длинным хвостом стояла публика на лестнице в ожидании впуска, и на улице, по обеим сторонам тротуара, терпеливо и долго стояли целые массы, строго наблюдая порядок приближения к заветной двери.

Каждое воскресенье Куинджи на два часа открывал двери своей мастерской. Сюда приходили друзья писателя — Иван Тургенев и Иван Крамской, Яков Полонский и Дмитрий Менделеев. В мастерскую однажды заглянул великий князь Константин Константинович Романов. Ночной пейзаж так понравился ему, что он купил еще не оконченную картину за пять тысяч рублей — в то время это около 200 средних месячных жалований.

Первая в истории русской живописи моновыставка

Куинджи закончил «Лунную ночь на Днепре» в сентябре 1880 года и через месяц выставил ее в зале Общества поощрения художников на Большой Морской улице в Санкт-Петербурге. Это была первая выставка в истории русской живописи, на которой демонстрировали только одну картину. Окна закрывала плотная драпировка, а полотно освещал луч света.

Желающих увидеть картину было много. Чтобы избежать давки, посетителей пускали группами. Один из друзей Куинджи, Яков Полонский, писал: «Положительно я не помню, чтобы перед какой-нибудь картиной так долго застаивались... Что это такое? Картина или действительность?» Посетители восторгались тем, как реалистично и тонко художник изобразил сияющий под луной Днепр. Скептики заглядывали за полотно, искали специальные лампы. «Иллюзия света была его богом, и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи», — вспоминал художник Илья Репин. По заказу меценатов Куинджи написал две авторские копии лунного пейзажа.

Иван Крамской. Портрет Архипа Куинджи (фрагмент). 1870-Е. Научно-Исследовательский Музей Российской Академии Художеств, Санкт-Петербург

«Эффект Куинджи»

Современники Куинджи не верили, что подобного эффекта свечения можно достичь только искусной живописью. Его обвиняли в использовании «лунных» красок и даже в «сделке с дьяволом». Критики писали, что специальные краски помогал делать друг художника, химик Дмитрий Менделеев, а освещение полотна готовил физик Федор Петрушевский.

Однако «лунный эффект» живописец действительно создал лишь с помощью мастерства и техники. Петрушевский и правда вел исследования в области цвета и света, но он не помогал Куинджи, а напротив — описывал его опыт. На одной из лекций в 1883 году, уже после выставки с «Лунной ночью», он рассказывал о том, что «иные картины имеют лучший вид при огне, чем при дневном освещении. Картины, изображающие лунное сияние, отраженное водой, часто представляются лучшими или, по крайней мере, более блестящими вечером, чем днем, так как светлые тона получают перевес над фиолетовыми, синеватыми и другими тонами воды».

Современники прозвали этот прием «эффектом Куинджи». Художник Павел Чистяков писал коллекционеру Третьякову: «Все пейзажисты говорят, что эффект Куинджи — дело нехитрое, а сами сделать его не могут».

Илья Репин. Портрет Архипа Куинджи (фрагмент). 1877. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Реставрация великокняжеского варианта «Лунной ночи»

После выставки владелец картины, великий князь Константин Константинович, увез картину в Париж. Из Франции он должен был отправиться в путешествие по Атлантическому океану и намеревался взять пейзаж Куинджи с собой. Писатель Иван Тургенев, который в то время находился в Париже, уговаривал князя оставить полотно на выставке в галерее Зедельмейера в Париже. Он опасался, что влажный морской воздух и солевые испарения испортят «Лунную ночь». А Куинджи даже грозился подать в суд, если его картина окажется на корабле. Однако великий князь не послушал советов: не мог расстаться с полотном. Он писал в дневнике: «Захватывает дух, не можешь оторваться от ослепляющей, волшебной картины, душа тоскует. На картине Куинджи все это выражено, при виде ее чувствуешь то же, что перед настоящей рекой, блестящей ярким светом посреди ночной темноты».

На борту фрегата «Герцог Эдинбургский» полотно находилось почти два года — столько Константин Романов был в путешествии. Некоторое время корабль стоял в жарком порту Греции, когда великий князь посещал Афон.

«Лунная ночь» в пути действительно пострадала. В 1882 году Романов привез полотно автору на реставрацию. Куинджи вспоминал, что увидел свою работу потускневшей, с царапинами и местами — с солевым налетом. Художник обновил пейзаж, но полностью восстановить картину ему не удалось.

Сегодня «Лунная ночь на Днепре», которая путешествовала с великим князем по морю, хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.

Илья Репин. Портрет князя Константина Романова (фрагмент). 1891. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Сокровища Урарту Сокровища Урарту

Четыре сокровища древнего Урарту

Вокруг света
Как крупнейший строитель жилья в России в кризис нарастил прибыль вдвое Как крупнейший строитель жилья в России в кризис нарастил прибыль вдвое

Как группа компаний ПИК оптимизировалась под условия кризиса

Forbes
Страдания юных веганов Страдания юных веганов

Хроника мучений первых вегетарианцев в России

Weekend
Политика великолепия: история династии д'Эсте — величайших меценатов в истории Политика великолепия: история династии д'Эсте — величайших меценатов в истории

Репрезентация и сакрализация собственной власти в изящных искусствах

Forbes
Что смотреть: пять фильмов о современном искусстве Что смотреть: пять фильмов о современном искусстве

Современное искусство — увлекательно, эксцентрично и полное новых идей

Seasons of life
Истории вуду Истории вуду

Роль теории заговора в современной истории

kiozk originals
Спать 8 часов недостаточно: доктор назвала 7 видов отдыха, которые мы игнорируем Спать 8 часов недостаточно: доктор назвала 7 видов отдыха, которые мы игнорируем

Чтобы восстановиться полностью, надо отдыхать по всем фронтам

Playboy
Последние часы: чем занимались Джексон, Диана и другие звезды перед смертью Последние часы: чем занимались Джексон, Диана и другие звезды перед смертью

Последний день этих звезд ничем не отличался от других, ничто не предвещало беды

Cosmopolitan
7 самых ярких звезд искусственного интеллекта 7 самых ярких звезд искусственного интеллекта

Вещи вокруг нас стремительно умнеют, набираясь искусственного интеллекта

Русский репортер
Шика-блеска не давай Шика-блеска не давай

Неожиданно скромное жилище топ-модели Кендалл Дженнер

AD
5 легендарных мечей, которые до сих пор целы 5 легендарных мечей, которые до сих пор целы

Эти легендарные мечи можно увидеть собственными глазами!

Maxim
Дом веселых и находчивых Дом веселых и находчивых

Модернистский дом 1960‑х годов в идеальном состоянии

AD
Прыжок в карьеру Прыжок в карьеру

Cергей Гилев о том, каково это – в 40 лет проснуться востребованным актером

Esquire
Контрацепция: что, когда и как рассказывать подросткам Контрацепция: что, когда и как рассказывать подросткам

Стоит ли нам говорить с подростками о контрацепции?

Psychologies
НЕ НОЙ НЕ НОЙ

Только тот, кто перестал сетовать на судьбу, может стать богатым

kiozk originals
Недетская история о подростках: отрывок из «Падения» Анне Провост — о подростковом одиночестве, агрессии и страхе Недетская история о подростках: отрывок из «Падения» Анне Провост — о подростковом одиночестве, агрессии и страхе

Начало нового подросткового романа Анны Провост

Esquire
Внутренняя инженерия Внутренняя инженерия

Путь к радости. Практическое руководство от йога

kiozk originals
Войны мерча: какую роль в президентской кампании играют сувениры Войны мерча: какую роль в президентской кампании играют сувениры

На Западе история президентского мерча перешагнула вековой рубеж

GQ
Родители хотели мальчика: несчастливое детство принцессы Дианы Родители хотели мальчика: несчастливое детство принцессы Дианы

Детство Дианы Спенсер не отличалось множеством счастливых моментов

Cosmopolitan
10 способов улучшить отношения с девушкой с помощью подсказок из фильмов 10 способов улучшить отношения с девушкой с помощью подсказок из фильмов

Сценарии романтичный подвигов от лучших голливудских режиссеров

Maxim
Шаг вперед Шаг вперед

Самые яркие участники проекта «ТАНЦЫ» о том, как изменилась их жизнь

OK!
Холланд против Паттинсона: чей южный акцент в фильме «Дьявол всегда здесь» лучше? Холланд против Паттинсона: чей южный акцент в фильме «Дьявол всегда здесь» лучше?

Кто лучше справился со своей ролью в триллере «Дьявол всегда здесь»?

GQ
Приручить энергию звезд Приручить энергию звезд

Каким ученые видят решение грядущего энергетического дефицита

N+1
Что будет, если все люди на Земле прыгнут одновременно Что будет, если все люди на Земле прыгнут одновременно

Сможем ли мы сдвинуть нашу планету, если подпрыгнем все вместе?

Популярная механика
Куда уходит бодрость... Куда уходит бодрость...

Почему же мы все – или почти все – чувствуем себя такими изможденными?

Psychologies
Где мы можем найти жизнь в космосе — четыре «адреса» Где мы можем найти жизнь в космосе — четыре «адреса»

Наткнуться на простейшие живые организмы можно на других планетах и спутниках

Популярная механика
Пять лайфаков, которые облегчат работу с Windows Пять лайфаков, которые облегчат работу с Windows

Мы собрали хитрости, которые помогут сделать работу с Windows более комфортной

Популярная механика
Как правильно гладить брюки со стрелками: пошаговая инструкция Как правильно гладить брюки со стрелками: пошаговая инструкция

Руководство по созданию стрелок утюгом и парогенератором на мужских брюках

Playboy
Без слез не взглянешь Без слез не взглянешь

Что делать, если дочь выбрала явно «не того» парня?

Лиза
«Я работаю на два или три года вперёд и очень редко бываю в сегодняшнем дне». Джефф Безос — о фокусе на клиентах, а не конкурентах, и безусловной любви «Я работаю на два или три года вперёд и очень редко бываю в сегодняшнем дне». Джефф Безос — о фокусе на клиентах, а не конкурентах, и безусловной любви

Джефф Безос — о связи инноваций с долгосрочным планированием

Inc.
Открыть в приложении