Какие сигналы для нашей психики скрыты в кино и как научиться их распознавать?

PsychologiesПсихология

«В каждом фильме — все про нас, даже монстры»

Малейшие детали работают на идею фильма, уверен киновед и сценарист Всеволод Коршунов. Какие тайные сигналы для нашей психики скрыты в кино и как научиться их распознавать?

Текст: Ольга Кочеткова-корелова

«В каждом фильме — все про нас, даже монстры»

Однажды к Всеволоду Коршунову на один из его курсов по анализу кино пришла ватага слушателей (а курсы открытые для всех желающих независимо от возраста). Всех учеников он на первом занятии спрашивает, зачем они тут. «Эти меня прямо разозлили: «Мы к кино отношения не имеем, нам кино неинтересно». «А зачем вы тогда здесь?» «Вы не обижайтесь, мы ходим на курсы арт-терапии. Хотим научиться видеть. Хотим, чтобы вы нам «размылили» наш замыленный взгляд».

Ведь что такое, по мнению Всеволода Коршунова, критика? Это умение видеть детали — что у героини за книжечка в руке, какую песенку она слушала в такси — и умение эти детали связывать друг с другом. Внимательность и причинно-следственные связи — вот ключевые навыки для думающего зрителя. Видеть каждую мелочь профессионально — этому учат на курсе «Практической кинокритики».

Куратор проекта поделился с читателями Psychologies некоторыми секретами, которые каждый из нас сможет применить сам. Чтобы начать всматриваться в кино иначе — не поверхностно, а глубоко.

Забудьте школьное «Что хотел сказать автор»

Psychologies: Говорят, на вашем курсе вы можете один фильм анализировать целый год. Это правда?

Всеволод Коршунов: Да, мы покадрово разбираем, например, фильм Альфреда Хичкока «Психо». Или «Гибель богов» Висконти, или «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» Макдонаха. Мы смотрим 30 секунд и полчаса разбираем, что в них. Я спрашиваю студентов: что вы чувствуете? Вам страшно, противно, скучно, больно? По сути, я помогаю им выработать общечеловеческий навык — соотносить все с собой. Что вы видите? Какие эмоции возникли? Камера поехала влево, потом вправо... Каким образом тот же Хичкок добивается, чтобы мы ощутили то же самое?

Хичкок же не думал: дай-ка я камеру сейчас вправо поверну, и у зрителя появится ужас или скука?

Думал. Безусловно, есть замысел автора, его нельзя сбрасывать со счетов. Но есть термин — «работа фильма». Это встреча двух полей — автора и зрителя-интерпретатора. Только на этом пересечении рождается понимание фильма. Мне неважно, что имел в виду автор. Это школьная программа нас приучила: что хотел сказать писатель или художник. Но это одна сотая часть того, что важно для понимания и работы фильма. Я настаиваю на встрече психологии автора и психологии зрителя.

Как можно так долго разбирать один фильм? Там правда найдется столько материала для «препарирования»?

Конечно. На первом занятии мы разбираем только титры. Титры — это как увертюра в опере и балете. В фильме «Психо» над титрами работал известный дизайнер Сол Басс. Там гениальные титры! В них коротко пересказано, что нас будет ждать. Первая странность — заставка кинокомпании Paramount. С одной стороны, это узнаваемый логотип, но что-то не так. Басс прорезал «Парамаунт» полосками, похожими на жалюзи. Мы словно подглядываем, мы вуайеристы.

Хичкок работает со сломанным взглядом — вроде бы гору видно, но есть преграда. Дальше идет музыка на трех секундах черного фона… Но что мы слышим? Это знаменитая музыка Бернарда Херрманна — скрипичная, тревожная, страшная. Мы ждем, что сейчас что-то этакое увидим... А ничего нет! И дальше очень необычно начинают работать серенькие полосочки: они бегут справа налево — движение, дискомфортное для нас, потому что привычнее — слева направо. Любой хороший оператор и режиссер это знает.

То, что Хичкок начинает фильм с таких деталей, для нас как пощечина. А потом идут титры в три яруса. Сломанное слово — как сломанная душа, надломленная психика. И это базовое ощущение дискомфорта остается с нами на протяжении всего фильма.

Мы сейчас разобрали только 5 секунд фильма. А мы так разбираем весь фильм. В некоторых кинокартинах титры идут не сначала. Часто буквы написаны так, что они раздражают: мешают смотреть пейзаж, заслоняют что-то прекрасное. Мы учимся находить в фильме то, что нас беспокоит. В какой-то форме это психотерапия. Мы все видим что-то свое. Каждое кино про нас. С просмотра каждой картины мы можем выйти с инсайтом.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Критическое масло Критическое масло

Что это за масло, с чем его едят и не ест ли оно нас тем временем само?

Maxim
Опять двойка Опять двойка

Как «заставить» ребенка учиться, объясняет психолог Марина Мелия

Tatler
Два капитана: пенис и мозг — кто кем управляет? Два капитана: пенис и мозг — кто кем управляет?

Наличие пениса и мозга составляют правильный тандем всей мужской жизни

Maxim
Открыт новый тип организации нуклеиновых кислот в нашем теле Открыт новый тип организации нуклеиновых кислот в нашем теле

Исследователи изучают новый тип пространственной организации нуклеиновых кислот

Популярная механика
Запретный плод: когда нет права на любовь Запретный плод: когда нет права на любовь

Готовы ли мы пересекать запретную черту?

Psychologies
«Дайте до детства плацкартный билет»: как нас захватила ностальгия «Дайте до детства плацкартный билет»: как нас захватила ностальгия

Почему и Цой жив, и хиты Лолиты и «Отпетых мошенников» на новый лад, но поют?

РБК
Риф Риф

Отрывок из нового романа Алексея Поляринова «Риф»

Esquire
Продолжение следует Продолжение следует

Как помочь себе во время беременности, не навредив при этом ребенку

Лиза
MAXIM рецензирует «Таинственный сад» MAXIM рецензирует «Таинственный сад»

Экранизация фэнтези эдвардианской эпохи, когда драконы еще не вошли в моду

Maxim
Как «Новичок» «утек» из секретных лабораторий и в чьи руки он мог попасть Как «Новичок» «утек» из секретных лабораторий и в чьи руки он мог попасть

Что такое «Новичок» и насколько сложно его получить за пределами спецслужб?

Forbes
Нейросеть заставили «развидеть» самолёты Нейросеть заставили «развидеть» самолёты

Обнаружен способ ввести нейросеть в заблуждение путём замены камуфляжа

Популярная механика
Кто вы: сегментатор или интегратор? Кто вы: сегментатор или интегратор?

Разобраться в своем отношении к работе и выстроить баланс между работой и жизнью

Psychologies
НЕ НОЙ НЕ НОЙ

Только тот, кто перестал сетовать на судьбу, может стать богатым

kiozk originals
10 причин, почему инопланетяне не будут похожи на нас 10 причин, почему инопланетяне не будут похожи на нас

Выглядеть наши братья по разуму будут совсем иначе, чем люди

Популярная механика
Министры без диплома Министры без диплома

Какие козыри для карьеры сегодня важнее диплома

Огонёк

Самый добрый и умиротворяющий сериал года: «Тед Лассо»

Esquire
Место на карте: Камчатка​​​​​​​ Место на карте: Камчатка​​​​​​​

Камчатка: открываем природу и историю полуострова вместе

Культура.РФ
10 книг, которые можно осилить за один вечер 10 книг, которые можно осилить за один вечер

Короткие книги, способные ударить под дых

Esquire
Как участнику рейтинга Forbes и его коллегам удалось впервые «поймать» неуловимую черную дыру Как участнику рейтинга Forbes и его коллегам удалось впервые «поймать» неуловимую черную дыру

Ученые подтвердили существование неуловимого прежде вида черных дыр

Forbes
Как избавиться от созависимости в отношениях? Как избавиться от созависимости в отношениях?

Главное правило отношений: говорите за себя

GQ
Чего я не знала, начиная бизнес: Ольга Зиновьева, Elementaree Чего я не знала, начиная бизнес: Ольга Зиновьева, Elementaree

Основательница Elementaree о своих ошибках и неожиданных решениях

Inc.
Считаете ли вы себя патриотом? Считаете ли вы себя патриотом?

Что такое правильный и неправильный патриотизм?

СНОБ
Икона стиля, актер без образования и еще 8 фактов из жизни Сергея Бодрова Икона стиля, актер без образования и еще 8 фактов из жизни Сергея Бодрова

Сергея Бодрова-младшего часто называют героем девяностых

Cosmopolitan
Построение бизнес-моделей Построение бизнес-моделей

Настольная книга стратега и новатора

kiozk originals
Среди своих Среди своих

Cоздавая туриндустрию с нуля, Руанда пошла по тропе премиального туризма

Robb Report
Стремление к правоконсервативному флангу Стремление к правоконсервативному флангу

Интервью с профессором НИУ ВШЭ Владимир Сенин о конституционных правках

Эксперт
Отрекаются, любя: женщины, ради которых монархи отказывались от всех титулов Отрекаются, любя: женщины, ради которых монархи отказывались от всех титулов

Шесть историй о парах, в которых любовь победила стремление занять трон

Cosmopolitan
Секси или нет? Что мужчины думают о женских коротких стрижках на самом деле Секси или нет? Что мужчины думают о женских коротких стрижках на самом деле

Что думают о женских коротких стрижках мужчины?

Cosmopolitan
Премьере «Стрельцова» посвящается: 9 дорогих спортивных байопиков Премьере «Стрельцова» посвящается: 9 дорогих спортивных байопиков

Спортивные драмы с амбициозными бюджетами и внушительными кассовыми сборами

РБК
Первые выходцы из Африки не стали держаться берегов Первые выходцы из Африки не стали держаться берегов

Человеческие следы в пустыне Нефуд оставили самые первые люди из Африки

N+1
Открыть в приложении