Лена Ванина
Сценаристка важных сериалов нового времени («Последний министр» и «Оптимисты»!) дебютировала в кино: придумала с режиссером Попогребским вселенную для фэнтези «Самая большая луна» и сняла докьюментари о подростках.
Вы учились на филологическом факультете СПбГУ и работали журналистом. Почему сериалы?
Даже когда я работала в «Афише», я очень хотела заниматься кино. Мой друг Рома Волобуев (режиссер триллера «Холодный фронт» и комедии «Последний министр». — Прим. ред.) начал первым. И как-то позвонил мне и сказал: «Ванина, я знаю, ты хочешь делать сценарии, давай напишем?» Это был пилот сатирического сериала «Завтра» — о том, как оппозиция приходит к власти. Нам казалось, что это смешная и правдивая история, но, кажется, в итоге на нас обиделись все — и оппозиция, и власть. Сериал так нигде и не вышел. Зато многие идеи оттуда потом перекочевали в проект «Последний министр», который мы тоже писали с Ромой. Он спокойно вышел на «Кинопоиске HD». Вообще, когда появились стриминги, казалось, что у кино и сериалов теперь будет гораздо больше свободы.
Продюсеры подавляют сценаристов — это миф?
Такое бывает, но мне всегда везло! Если ты пишешь не для платформы, а для канала, обычно самое тяжелое — редакторы от канала. У них есть загадочное представление о «простом русском зрителе», которому нужны такие же «простые» истории и «простые» сюжеты про доярку из Хацапетовки. К счастью, продюсеры и режиссеры моих проектов ограждали нас, сценаристов, от их влияния. И за это я особенно благодарна проекту «Оптимисты». К тому же там я сдружилась с Лешей Попогребским (режиссер, лауреат гран-при «Кинотавра-2007» за драму «Простые вещи». — Прим. ред.) — он был режиссером сериала.
Вместе с Попогребским вы написали сценарий для фэнтези «Самая большая луна». Это ваш первый опыт в большом кино?
Первый художественный фильм, да (в главных ролях — Аристарх Венес и Симона Куст, модель и лицо Saint Laurent. — Прим. ред.). Забавно: в мечтах о кино я планировала уйти от жесткой сериальной рамки — хотела совершенно артовую историю... Но вместо этого мы сделали мегасложную жанровую картину!
Вы говорили, что придумали для фильма «новую мифологию».
Мы не строили Хогвартс, действие максимально укоренено в реальности. Это знакомый всем нам мир, но помимо людей в нем живут фантастические существа — эмеры. Внешне они подобны людям, разве что в выборе одежды и причесок могут быть экстравагантнее. Эмеры питаются человеческими эмоциями, каждому не хватает одной конкретной — ревности, например, или возбуждения. Можно назвать наш фильм фэнтези, но для нас с Лешей это скорее рассуждение про эмоции. Причем ужасно личное: как-то так мы размышляем про природу человеческих чувств.