Александр Семенов, Даниил Веретенников & Гавриил Малышев
Первыми в России окрестив шедеврами зодчества девяностых и нулевых станцию метро «Горьковская» и «Макдоналдс» у «Василеостровской» (в 2018 году!), создатели термина «капиталистический романтизм» — преподаватель, автор книги «Дизайн мебели в СССР» Александр Семенов, архитектор-градопланировщик, руководитель проектов «Прогород» Даниил Веретенников и аналитик города, урбанист бюро «Новая земля» Гавриил Малышев — в конце 2022-го выпустили монументальный труд «Клизма романтизма. Путеводитель по постсоветской архитектуре Петербурга». Этот бесценный гид по капрому — пять маршрутов по Васильевскому и Безымянному островам, Выборгской и Петроградской сторонам, Центральному и Южному районам. А пока мы читаем о здании-штрихкоде и «дубайском» Купчине, рупоры капрома ведут телеграм-канал «Клизма романтизма» и готовят книгу о постсоветском наследии России: от Казани до Москвы. Пощечина «ревзинскому» вкусу, не иначе!
Александр — дизайнер мебели, Даниил — архитектор-градостроитель, Гавриил — урбанист. Как вас связал капром?
ВЕРЕТЕННИКОВ: Мы — давние друзья. Учились в одной художественной школе в Приморском районе. В 2016–2019 годах в аспирантуре я писал диссертацию о практике российских архитектурных конкурсов девяностых-нулевых в России. Чтобы рассказывать об этом периоде, нужно было его как‑то обозначить. Идейное сходство с романтизмом XIX века и молодой, немного дикий капитализм стали опорой для термина «капиталистический романтизм».
МАЛЫШЕВ: В 2018 году нас объединил интерес к постсоветской архитектуре, которую часто презирают в профессиональной среде. Уже в первый месяц существования медиапроекта мы стали работать над путеводителем по капрому Петербурга.
Как научное сообщество отнеслось к новому термину?
СЕМЕНОВ: По-разному, как и ко всему новому. Капромантье, автор здания «Макдоналдса» на Васильевском, Владимир Жуков сначала возмутился. Он ошибся на одну букву и подумал, что мы говорим не «капром», а «копром», как бы называя архитектуру кучей. Естественно, ничего такого не имели в виду, но потом даже как‑то начали дерзновенно использовать игру слов.
Как определить капром? В чем отличие ранних построек от поздних?
СЕМЕНОВ: Главное — игра. На вопрос «А зачем?» архитектура капрома отвечает: «А почему бы и нет?» Страсть к изгибам, короны, ротонды, шпили, купола, зеркальное стекло, полированный гранит, эффект 3D Max, сочетание несочетаемого на первый взгляд — все это характерно для постсоветской архитектуры.
МАЛЫШЕВ: Если вы смотрите на здание и возникает вопрос «Что хотел сказать автор?» — это капром. Ранний капром 1990‑х — более робкий, контекстуальный, историчный, как минимум в силу экономических причин. В сытых нулевых — большие амбиции и громкий архитектурный голос: обилие стекла, бетона и декора.