Александр Мизёв
Потомок турецких султанов прибывает в Петербург, чтобы найти невесту: думаете, наш любимый режиссер Мария Агранович сняла сахарную вату в жанре постучись-в-мою-дверь? Вай, нет, криминальный ромком-сериал «Блеск» — премьера на Иви 14 декабря! — это 1001 афера, разыгранная классным кастом: Саша Бортич, Кирилл Кяро, Алексей Агранович, Лариса Долина (что? да!) и харизматичный фрешмен Александр Мизёв, которого обсуждают все. Выпускник ГИТИСа и экс-модель умеет в богемных антагонистов (выкусит ваш язык под аккомпанемент симфонического оркестра!) и в пламенных революционеров (в компании Юры Борисова и Евгения Ткачука!), но в «Блеске» намерен серьезно удивить.
Ты бы себя о чем спросил?
По пути сюда посмотрел короткометражку «Надеждозаписывающая студия», которую Марк Эйдельштейн снял с друзьями. Настоящий манифест молодости. Меня эта работа натолкнула на раздумья о творческой смелости, о том, о чем лично я в своих обстоятельствах — возрасте, положении, местонахождении — хочу говорить. Я в последнее время много думаю: что волнует меня? Не превратил ли я свое творчество в рутину?
Как понять, что вокруг рутина?
Когда ты находишься под впечатлением, каждый раз его открываешь, исследуешь, то это вдыхает жизнь в твое творчество. Когда человек погружается в рутину, он перестает быть художником. Он пользуется тем, что уже произвел, он вторичен.
Тебе предлагают одни и те же роли?
Дело не в этом. Просто я стараюсь не рассуждать с позиции того, что дает или не дает мне внешний мир.
В смысле, «во всех неудачах вини себя»?
Можно сказать и так. Наверное, это какая-то буддистская философия, но мир объективен, а дальше — твоя интерпретация. Если меня что-то не устраивает, то значит, я что-то интерпретирую неверно.
В октябрьском номере «Собака.ru» о тебе вышла короткая заметка, теперь ты на страницах с портретным интервью. Чувствуешь движение вверх по профессиональной лестнице?
Безусловно. Ощущаю математическим путем.
Гонорар?
В том числе. Частота встреч, помноженная на количество дней. Другой вопрос: это подлинный рост, или все формально?
Сериал «Блеск» — рост или формальность?
Каждая моя работа с режиссером Марией Агранович — рост.
У некоторых режиссеров есть свой пул актеров, которых они регулярно снимают. Не знаю, есть ли у такой у Марии, но ты, очевидно, ее постоянный артист.
Мы с Машей не скрываем взаимную симпатию. Я вот сейчас смотрю, что у нас получилось в предыдущем общем проекте, и понимаю, что мне по-настоящему нравится с Машей работать. Видимо, это взаимно. И сказывается на результате. У меня есть теория, что подсознательно зрители всегда считывают на экране, когда актеру комфортно, а когда нет. У него мышцы на лице расслаблены или напряжены. Мы этого можем не знать наверняка, но наши подсознание и интуиция гораздо сложнее, чем наше знание.
В этом пуле артистов Агранович ты за что отвечаешь? В каких случаях говорят «С этим — к Мизёву»?
(Смеется.) Думаю, что я за кураж. За лихость. За экспериментальность, если точнее. Вписаться во что-то новое — наверное, Маша ценит именно это. Я могу себе позволить, я в этом плане достаточно гибкий человек.
Твой герой из «Блеска» Леша Богданов — это кто?
Телохранитель султана, его доверенное лицо, давний друг. Скромный человек. Безответно влюбленный. Романтик. Для меня тут много нового — ранее мои герои были экспрессивными, а здесь персонаж педантичный, спокойный, последовательно выполняющий свои обязанности. Вот для кого рутина — часть бытия.
В «Блеске» много аферистов и авантюристов. Тебе авантюризм свойственен по жизни?
Я в принципе считаю, что самое главное актерское качество — любопытство. Я стараюсь, чтобы оно было присуще мне в максимальной степени, но опять же, возможно, это связано с кризисом последнего времени: сейчас мне приходится себя заставлять быть любопытным. Иногда даже появляются мысли поставить свою актерскую деятельность на паузу.
Чего это вдруг?
Это, наверное, идеализм, привитый еще в учебе: либо ты говоришь о том, о чем волнуешься, либо не говоришь вообще. Часто пытаюсь понять, сколько здесь идеализма и инфантилизма, сколько — здравого смысла. Мне хочется быть как можно чаще в состоянии увлеченности, только в этом рождается подлинное интересное кино.
И что бы ты делал?
Возможно, переключился на другую деятельность — литературную, например. Я бы хотел попробовать писать. Заняться театром.
Известна история: Мария Агранович увидела тебя в соцсетях, подумала, что хорошо бы снимать такого фактурного человека в кино, а вечером того же дня встретила тебя на премьере фильма. Выглядит как чистая удача! Или все-таки можно вывести закономерности? Что вообще делать молодому артисту, чтобы найти режиссера?
Буквально сегодня думал об этом: что делать актеру, чтобы стать востребованным? К чему пришел: удача — это вершина айсберга. Обстоятельства случайным образом складываются в твою пользу, только когда ты к этому подвел все дороги. Ты как бы сводишь к минимуму количество случайностей, и у тебя вырастают шансы. Если сейчас у тебя условно 1 к 10, то благодаря твоим поступкам будет 1 к 2.
Какие дороги ты сам свел к тому моменту?
Старался делать свою работу хорошо, старался быть внимательным к людям, аккуратным: не хлопал дверью такси, выкидывал мусор в урну — все начинается именно с этого. Нормальная кинокарьера стартует с того, что ты доносишь «бычок» до урны. Стараешься поступать созидательно, адекватно, и это приводит тебя к каким-то правильным вещам. Уделяешь миру внимание, а он уделяет в ответ. При этом я не требовал кинокарьеры, ролей. Когда требовал — а у меня был такой период, — не получал ничего. Изменил отношение, и мир стал откликаться.