Одна из характерных примет нашего времени – оперный бум

СНОБКультура

Маркус Хинтерхойзер: музыка страсти

Текст ~ Сергей Николаевич

Одна из характерных примет нашего времени – оперный бум, охвативший просвещенную российскую публику. Самые престижные премьеры, самые дорогие билеты, самые недоступные спектакли – все это дань новой моде, которая уверенно вошла в нашу жизнь и, похоже, не собирается никуда уходить. Подтверждением тому является всевозрастающее «русское присутствие» на ежегодном международном Зальцбургском фестивале – главном музыкальном событии года. Его художественный руководитель Маркус Хинтерхойзер рассказал «Снобу» о главных премьерах лета и о своем «романе» с русской музыкой.

У Маркуса Хинтерхойзера репутация интеллектуала и замечательного пианиста, тонкого интерпретатора современных авторов, которых никто, кроме него, особо не исполняет. Это особый тип художественного сознания – интересоваться новым, открывать новое, слышать и поддерживать тех, кто не на виду, а предпочитает оставаться в тени, вдали от треска блицев и дыхания возбужденной театральной толпы. Маркус и сам по большей части человек тени, библиотечная душа, обладатель идеального слуха и тихого голоса.

Звезды Зальцбургского фестиваля – 2018: Дирижер Франц Вельзер-Мёст.

Не могу представить себе ситуации, когда бы он его повысил. Хотя наверняка это время от времени случается. Ведь с прошлого года он возглавляет Зальцбургский фестиваль – старейший и самый престижный музыкальный форум в мире. Это как Олимпийские игры, которые проводятся каждый год. Со всеми атрибутами события класса A: самые прославленные музыканты, самые громкие премьеры, самая требовательная публика, включая разных царственных особ, монархов и действующих президентов. Провинциальный, музейный Зальцбург на полтора фестивальных месяца становится одной из главных столиц мира, где надо непременно быть.

Певица Чечилия Бартоли.
Дирижер
Кент Нагано.

Наши соотечественники влились в ряды западных меломанов сравнительно недавно. Лишь в 2013 году было создано российское общество друзей Зальцбургского фестиваля по модели аналогичных национальных обществ, которые помогают фестивалю уже более пятидесяти лет. Инициатива президента фестиваля г-жи Хельги Рабл-Штадлер незамедлительно дала результат: в прошлом году российское присутствие на сценах и в залах Зальцбурга стало рекордно высоким. Этому способствовали не только имена хедлайнеров Анны Нетребко и Теодора Курентзиса. Фонд Aksenov Family Foundation взял на себя львиную долю забот по организации приезда знаменитого оркестра и хора Music Aeterna из Перми (а это ни много ни мало сто семьдесят человек!), а также обеспечение меломанов дефицитными билетами на лучшие спектакли, проведение культурно-развлекательной программы, включая встречу с итальянской дивой Чечилией Бартоли. Зальцбург – это всегда сложная логистика, серьезный бизнес и миллионные бюджеты. Но все-таки центром и содержанием его является музыка. А за нее-то как раз отвечает Маркус Хинтерхойзер.

Режиссер Ромео Кастеллуччи.

Года два назад мне довелось общаться с его предшественником г-ном Александром Перейра. Это был совсем другой стиль: насмешливые интонации большого начальника, барские манеры, банковская седина, безупречный смокинг. Можно было подумать, что он внебрачный сын бывшего музыкального правителя Зальцбурга Герберта Фон Караяна. Ему не хватало только баронской приставки «фон». Соответственно он вел и фестивальные дела: размашисто и эффектно, выстраивая программу с очевидным упором на звездные имена и с продуманным расчетом на вкусы богатых спонсоров. С прошлого сезона он возглавляет ла скала.

Дирижер Марис
Янсонс.

Маркус другой. По характеру, музыкальным предпочтениям и манере вести себя на публике. Он будто даже стесняется своей номенклатурной должности и любой помпы. Помню его склоненным над роялем во время выступлений знаменитого баритона Маттиаса Гёрне, приезжавшего в Москву с музыкально-анимационным спектаклем «зимний путь». С тех пор тоскливая радость Шуберта ассоциируется для меня и с самим Маркусом. Хотя в своей жизни он много чего еще играл. Например, ему принадлежит честь открытия одного из самых загадочных и «нерасшифрованных» композиторов ХХ века Галины Уствольской. Его интерпретации Джона Кейджа и Луиджи Ноно считаются самыми глубокими. Он вообще любит сложные задачи и трудных авторов. И недолгое его интендантство на венском фестивале искусств – наглядное доказательство того, чего может добиться интеллигентный человек, который умеет находить общий язык даже с самыми несговорчивыми гениями. Вот и сейчас даже при беглом прочтении программы Зальцбургского фестиваля сразу бросился в глаза невероятный разброс имен: тут и легендарные мэтры на все времена Марис Янсонс и Кент Нагано, и бесстрашные рыцари театрального авангарда режиссеры Ромео Кастеллуччи и Кшиштоф Варликовский, и оперные звезды от Чечилии Бартоли до Ильдара Абдразакова. А еще Евгений Кисин, и Теодор Курентзис, и Патриция Копачинская. Сольные концерты – это тоже важная часть фестивального действа. И все это в течение полутора месяцев, когда у художественного руководителя не будет ни одного свободного дня. Если, конечно, не считать времени на подготовку к собственному концерту в рамках специальной программы, посвященной Галине Уствольской. В фестивальном буклете концерт Маркуса Хинтерхойзера значится в разделе под многозначительным названием «страсть». Почему? Откуда ей было взяться в размеренном, чинном, смокингово-фрачном Зальцбурге? Мы сидим в венском кафе Kempinski Hotel. За окном шумит весенняя Москва, а наш разговор то и дело возвращается в летний, изнывающий от июльской жары Зальцбург.

По мнению профессионалов, прошлый фестивальный сезон был исключительно успешным. Для вас это был дебют в качестве художественного руководителя. Тогда ключевой стала тема прощения, милосердия. Не случайно одной из главных оперных постановок фестиваля явилось «Милосердие Тита» Моцарта в исполнении Music Aeterna под руководством Теодора Курентзиса, и так неожиданно сильно прозвучала «Аида» с участием Анны Нетребко. В этом году в качестве главной темы выбрана страсть, экстаз, passion. Почему?

Как вы понимаете, Зальцбургский фестиваль – это особая история. Нужного результата тут нельзя достигнуть путем сложения более или менее удачных постановок и концертов. То есть в конечном счете все сводится именно к этому набору, но для начала нужно придумать какую-то форму. Предлагаемая тема способна ее задать. Кстати, мы никогда ничего про это не пишем, нигде ее специально не декларируем. Сам выбор спектаклей и музыкальных произведений должен говорить за себя, выводя нас на новый уровень размышлений, помогая осознать тот мир, который нас всех окружает. Поэтому так важно было в прошлом году поставить «Милосердие Тита», где у Моцарта есть поразительные постижения самого механизма власти, оставшегося неизменным с тех еще времен, когда была написана эта опера. То же самое можно сказать и о «Войцеке», «Короле Лире», «Катерине Измайловой» – главных премьерах прошлого сезона. Если говорить о страсти, которую мы обозначили как тему нынешнего фестиваля, то скорее можно говорить о некоей высшей власти, которая овладевает человеком, толкая его на роковые безумства и ввергая во все новые катастрофы. Это и «Саломея» Рихарда Штрауса, и «Коронация Поппеи» Монтеверди, и «Пиковая Дама» Чайковского, и даже «Волшебная флейта» Моцарта – во всех них исследуется история страсти. Страсти как разрушительной силы, бездны, которая постоянно искушает и влечет человека.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Нам незачем больше встречаться Нам незачем больше встречаться

Андрей Малахов перечитывает сообщения от Аллы Константиновны Вербер

Tatler
Высокая энергия Высокая энергия

Мягкий способ работы с шестью бандхами

Yoga Journal
Био-механизм Био-механизм

Пауки, пожалуй, самые высокотехнологичные существа на планете

Вокруг света
Последнее предупреждение: что потеряют технологические компании США в торговой войне с Китаем Последнее предупреждение: что потеряют технологические компании США в торговой войне с Китаем

Американские технологические компании могут пострадать от ответных мер Китая

Forbes
Что может свет: пять возможностей современных систем освещения Что может свет: пять возможностей современных систем освещения

Светильники не только светят и греют, но и охраняют, защищают и выращивают

Forbes
Бронеэкзотика начала ХХ века Бронеэкзотика начала ХХ века

Конструкторы разрабатывали самые экзотические проекты бронемонстров

Популярная механика
Renault Dokker: а по асфальту каблучки Renault Dokker: а по асфальту каблучки

Место Kangoo на рынке занял «марокканец» Dokker

АвтоМир

Высказывания рэпера в твиттере уже успели привести к скандалу

Esquire
Семейный agile: три бизнес-принципа в воспитании детей Семейный agile: три бизнес-принципа в воспитании детей

Почему дети сами должны выбирать для себя наказания и зачем нужен семейный бренд

Forbes
Владимир Овчаренко Владимир Овчаренко

Основатель аукциона Vladey Владимир Овчаренко — об ужине с Джеффом Кунсом

GQ
10 ошибок в воспитании: чего не надо делать 10 ошибок в воспитании: чего не надо делать

То, как мы ведем себя с детьми, напрямую влияет на их эмоциональное развитие

Psychologies
Взять верный TON: насколько перспективна блокчейн-платформа Дурова Взять верный TON: насколько перспективна блокчейн-платформа Дурова

Поможет ли блокировка мессенджера в России выходу проекта на ICO?

Forbes
Биороботы на службе человека: будущее за биотехнологиями Биороботы на службе человека: будущее за биотехнологиями

Эти живые существа уже никогда не смогут жить на воле

Популярная механика
Сто лет со дня первого танкового сражения: как это было Сто лет со дня первого танкового сражения: как это было

Как сто лет назад британские и немецкие танки впервые сошлись в бою

Популярная механика
Комсомольский комсомолец Комсомольский комсомолец

Уголок желтой прессы

Maxim
Конец нейтралитета. Кого затронут новые санкции США Конец нейтралитета. Кого затронут новые санкции США

Новый санкционный пакет, связанный с Сирией

Forbes
Миллиарды из трущоб: как самый богатый человек Индии зарабатывает на мобильной связи Миллиарды из трущоб: как самый богатый человек Индии зарабатывает на мобильной связи

Можно ли сделать связь доступной для беднейших слоев населения южной Азии?

Forbes
Продажный соискатель: чем образ хорошего работодателя бывает полезен бизнесу Продажный соискатель: чем образ хорошего работодателя бывает полезен бизнесу

Какие преимущества дает правильный имидж компании-работодателя на рынке труда?

Forbes
«Второй Волоколамск хотите?» Как Коломна пытается не стать столицей мусорного протеста «Второй Волоколамск хотите?» Как Коломна пытается не стать столицей мусорного протеста

Проблемы с мусорными полигонами превратили Подмосковье в самый горячий регион

СНОБ
Откуда мы знаем, что человеческая цивилизация - первая на Земле? Откуда мы знаем, что человеческая цивилизация - первая на Земле?

За ответами ученые обратились к геологической истории Земли

Популярная механика
Шеф-повар Сергей Кожаков:В Азии я мечтаю о борще Шеф-повар Сергей Кожаков:В Азии я мечтаю о борще

Почему хорошие сашими равнозначны путешествию в Японию

СНОБ
Лучшие шутки дня и Егор Крид! Лучшие шутки дня и Егор Крид!

Цифровой дайджест авторского юмора с авторской орфографией

Maxim
7 самых дорогих и красивых отелей мира 7 самых дорогих и красивых отелей мира

Самые необычные, роскошные и комфортабельные отели со всего земного шара

Популярная механика
Пятиминутный путеводитель по... отравляющим веществам Пятиминутный путеводитель по... отравляющим веществам

Все о ядах и отравляющих веществах за 5 минут

Esquire
Выходные в Москве: 6 ресторанов, куда стоит пойти с детьми Выходные в Москве: 6 ресторанов, куда стоит пойти с детьми

Рестораторы делают все, чтобы и родителям и их любимым чадам было комфортно

Cosmopolitan
Некуда бежать. Смогут ли вкладчики найти замену депозитам Некуда бежать. Смогут ли вкладчики найти замену депозитам

Ставки по депозитам опустились до исторического минимума — 6,9% годовых

Forbes
Вылечить женский алкоголизм: личная история Вылечить женский алкоголизм: личная история

Психолог Юрий Сорокин написал книгу о том, что мы привыкли считать табу

СНОБ
Частичка истории Частичка истории

Стать причастным к автомобильной истории Suzuki дорогого стоит

АвтоМир
Весь этот рок-н-ролл Весь этот рок-н-ролл

Джаред Лето рассказал, почему они ждали своего возвращения в Россию

OK!
Замуж за Чикатило: жены маньяков, которые ни о чем не подозревали Замуж за Чикатило: жены маньяков, которые ни о чем не подозревали

Все эти женщины уверяли, что не имели понятия о том, с кем на самом деле живут

Cosmopolitan
Открыть в приложении