И грянул БАМ
Самому масштабному и дорогому инфраструктурному проекту СССР — БАМу — 50 лет. Полвека назад для строительства железной дороги, которая должна была соединить Тайшет с советской гаванью, комсомольцы из всех союзных республик отправились в далекую тайгу. Как была устроена их жизнь, с чего начиналась и чем закончилась стройка и почему БАМ органично встроился в культурный код советского человека?
Фальстарт
Проект железной дороги, которая проходила бы по территориям Забайкалья и Приамурья, начали всерьез обсуждать еще в XIX веке. Кто именно первым высказал идею о том, что она нужна стране, точно неизвестно. Заинтересованы в дороге были и военные, которые хотели наладить транспортное сообщение между частями на Дальнем Востоке, и предприниматели, желавшие осваивать новые рынки сбыта продукции. В 1888 году разработкой проекта занялись в Русском техническом обществе — организации, содействовавшей тогда развитию промышленности в стране. Было даже придумано название: Великая Сибирская магистраль.
Вскоре стало понятно, что строить дорогу по северному берегу Байкала, как планировалось изначально, не получится: местность из-за непроходимых болот и густых лесов была признана «сложной». В 1891 году магистраль начали прокладывать по южному берегу — так появился Транссиб. Формально нужды военных и предпринимателей были удовлетворены, фактически же проблем оставалось немало. Транссиб проходил близко к китайской границе, из-за чего считался небезопасным — если бы началась война, дорога могла быстро перейти под контроль Китая. Кроме того, магистраль не позволяла добраться до месторождений полезных ископаемых, в добыче которых власти были заинтересованы. В начале XX века необходимость в новой железной дороге на Дальний Восток стала очевидна: грузов стало больше, и Транссиб перестал с ними справляться. Однако после исследований на местности в 1906-м проект был признан слишком сложным и дорогим.
Средства на строительство магистрали выделили только в 1932 году — правда ни необходимой техники, ни свободных кадров для этих целей в стране не было. К проекту стали привлекать заключенных: так появился один из крупнейших лагерей СССР — БАМлаг. Через него прошло немало представителей творческой интеллигенции, в том числе сестра Марины Цветаевой — Анастасия. Известно, что в лагере она успела поработать и поломойкой, и кубовщицей, и чертежницей.
Развернулась стройка БайкалоАмурской магистрали только в 1937 году — а дальше была война, во время которой проект фактически заморозили. Более того, часть уже построенных путей разобрали — материалы передали под военные нужды (например, рельсы вывезли под Сталинград — на Волжскую рокаду). В 50-е строительство возобновили: тогда был проложен участок дороги от Тайшета до Усть-Кута — чуть больше 1000 км. На этом первый этап строительства завершился: что именно, как и за счет каких ресурсов делать дальше, никто не понимал.
К обсуждению вопроса вернулись уже при Брежневе, в 1967 году — в том числе из-за ухудшения отношений СССР и Китая. Стройку решили возобновить. Ответственность за реализацию самого масштабного инфраструктурного проекта в истории страны возложили на комсомол.