Римский профиль
Говоря о разных архитектурных стилях, мы сразу думаем в крупных категориях: пытаемся представить здание целиком или как минимум — его фасад. В то же время выразительность архитектуры, то, что она транслирует нам как зрителям, состоит из множества слагаемых. Конечно, они работают вместе, но даже мельчайший элемент оказывает на нас воздействие; причем чаще всего это те мелочи, на которые мы вряд ли обратим внимание специально.
Хороший пример — профилировка камня, то есть то, как он «нарезан». С помощью профилировки стиль может играть с массивностью и объемом. Например, взглянув на колонну, мы заметим, что в большинстве случаев она не выглядит «вкопанной» в землю, у ее подножия что‑то должно быть. Первыми это придумали египтяне: у них база колонны выглядит наподобие простой подставки, которая в смысле выразительности пока не о многом нам говорит. Правда, чем особенно хорош Египет — они как будто еще не задумываются над тем, насколько эти приступки будут единообразны по высоте, диаметру, объему, что иногда выглядит совершенно необыкновенно.
Греки уже задаются тем, что основание колонны должно быть прорисовано, приведено к определенному облику. В процессе долгих экспериментов они сформулируют, как именно вырезать базу так, чтобы колонна смотрелась наилучшим образом. У них начнется даже спор между восточной частью страны и материковой — Аттикой: в результате выиграет база колонны с вот такой структурой. Она уже создает впечатление: за счет профиля мы видим, как колонна мягко входит в свое основание. Подходя к базе, она делает маленькое расширение, дальше мы видим валик, выемку — она называется скоция — и еще один валик побольше; можем добавить еще каких‑нибудь мелочей, вроде маленьких полочек. Греческая профилировка дает нам ощущение благородства и массивности, она смотрится монументально, чисто и очень классично. Еще позже архитектура понимает, что базу можно нарезать таким образом, чтобы она выглядела прогибающейся, словно пластилиновая подушка, от веса колонны — немного наружу. Можно добавить ей слоев и так добиться ощущения массивности, но другого свойства, чем у греков: витиеватой, роскошной — это уже римляне. Могут быть добавлены умножающиеся элементы, которые говорят нам о полном насыщении и последующем постепенном вырождении стиля. Например, поздний Рим покрывает базы колонн орнаментом (вообще, базе положено быть лаконичной и незамутненной, она не декоративна, в отличие от капители, ее никто не будет разглядывать). Все эти лавры и ленты, украшающие вдруг базу, тотчас говорят нам о мутации стиля, о декадансе.