Остров-сад
Встретили нас в Ниловой пустыни как близких родственников. Игумен монастыря, отец Антоний, разделил с нами трапезу, по-хозяйски разрезая рыбник с селигерским снетком, а отец Иаков, наш главный провожатый по Нило-Столобенской обители, рассказал удивительные истории о четырехвековом островном укладе, который передается здесь со времени основания монастыря — с 1594 года. Правда, секрета засолки огурцов в дубовых бочках, которыми нас угостили за обедом, так и не раскрыл.
«В древние времена остров сей покрыт был дремучим, черным лесом; и до прибытия на оный Преподобного Нила никто не обитал там…» Историческая записка о Ниловой пустыни. Тверь, 1853 год
Пещерка
Это место, с которого монастырь начинался. Сюда, в 1527 году, пришел преподобный Нил. И вот здесь, на этой горке, на месте, открытом всем ветрам, выкопал себе пещерку, где пережил первую зиму. А потом, уже на следующий год, построил деревянную келью и рядом деревянную часовенку в честь Богоявления Господня. Потом в полу часовни была выкопана могила, там преподобного Нила и похоронили в 1555 году. А позднее на месте кельи построили двухъярусный каменный храм: нижний этаж — во имя Покрова Божией Матери, верхний — во имя Иоанна Крестителя. В 1939 году этот храм взорвали и перед воротами монастыря сделали дамбу из развалин Покровского храма, по которой приходят в монастырь. А до ХХ века сюда можно было добраться только по воде.
Угодья
Если первоначально монастырь был маленький, незначительный, то со временем он приобретал известность и разрастался, особенно со времени второго игумена — Нектария (Теляшина). Игумен по долгу службы часто бывал в Москве, был знаком с государем Михаилом Федоровичем Романовым, ему удалось сюда привлечь благотворителей. Монастырю стали жертвовать и утварь церковную, и книги, и облачение, стали дарить недвижимость, то есть деревни с крестьянами. И тогда игумен Нектарий принял решение: при жизни своей и в духовном завещании он заповедал монастырю ни в коем случае никогда не владеть крепостными крестьянами. Если монастырю дарили деревню, то крестьян наделяли землей, и они платили в пользу монастыря 10% от дохода, а сами становились свободными. При Екатерине II, когда была секуляризация, у монастыря практически ничего не конфисковали, потому что он владел полями, лесами, лугами — пустыми, ненаселенными землями, всем озером Селигер, а деревнями с крестьянами не владел.